Гайомарт

Гайомарт

Гайомарт, Гайа Мартан (авест., «живой смертный»), в иранской мифологии родоначальник человечества, первый смертный, иногда первый праведник, к которому были обращены слова Ахурамазды; Г. заменил в «Младшей Авесте» другого иранского первопредка человечества Йиму.

Образ Г. восходит к эпохе индо-иранской общности: аналогичная ему фигура в ведийской мифологии — Мартанда. Окончательное сложение образа Г. происходило относительно поздно, что видно из «Фарвардин-яшта» (XIII 87), где в рамках единого повествования механически совмещены три родоначальника человечества: Г., полностью мифологизированный Заратуштра и Йима.Г. был первой жертвой Ангро-Майнью, создавшего таким образом смерть в мире.

Прародителями Г. и, следовательно, всего человечества были небо и земля; позднее, в пехлевийское время, ими считались Ормазд (пехлевийское наименование Ахурамазды) и богиня земли Спандармат. Спандармат иногда («Яшт» XIX 16) считалась дочерью Ахурамазды, поэтому их союз должен был восприниматься идеальным прототипом священного кровосмесительного бракосочетания в раннезороастрийской традиции.

Этот мотив мирообразующего инцеста твёрдо восстанавливается на индоиранском уровне по его многочисленным отражениям в «Ригведе» и «Брахманах» и с большой вероятностью на индоевропейском (см. Индоевропейская мифология), с привлечением древнеславянской мифологии (см.

Купала. См. также Каюмарс).

Литература
:
Hartman S. S., Gayõmart. Etude sur le syncretisme dans l’ancien Iran, Uppsala, 1953;
Hoffmann K., Mārtānda und Gayõmart, «Münchener Studien für Sprachwissenschaft», 1957, H. 11.