Вурунсему

Вурунсему

Вурунсему, Вурусему (Wuru (n) šemu, Wuruntemu, Waruzimu), в мифологии хатти (протохеттов, см. Хеттская мифология) одно из главных божеств, супруга бога грозы Тару, мать богини Мецуллы и бога грозы города Нерик, бабушка богини Цинтухи (буквально «внучка»).

Согласно хеттскому ритуалу, излагающему содержание мифа о гневе бога грозы города Нерик (призывающего мать в союзники), страны Хатти являются её собственностью; поэтому можно предположить, что имя В. имело значение «повелительница стран» или близкое этому. В. — также действующее лицо мифа о яблоне, росшей над источником.

В. вошла в пантеон хеттов в период Древнего царства как «богиня солнца города Аринны» [Аринны Солнечная богиня; хет. Arinitti, Ariniddu, идеографическое написание dUTU URUTÚL (Аринна, буквально «источник» — священный город хеттов)].

В. была связана с ритуалами и праздниками, посвящёнными царице и царевичу. Упоминается в ритуале грозы и в летописи царя Хаттусилиса I (XVII в. до н. э.).

Там она названа «госпожой» царя, которая нянчит его, как дитя, кладя себе на колени; держит его за руку и устремляется в битву, помогая царю в сражении. Свои подвиги и боевые трофеи царь посвящает богине.

В эпоху, последовавшую за древне-хеттским царством, значение «богини солнца города Аринны» резко упало. При царе Хаттусилисе III (XIII в. до н. э.) происходит искусственное оживление её культа.

Сохранилась обращённая к ней молитва жены царя Пудухепы (в ней богиня отождествляется с хурритской Хебат). В хеттском пантеоне В., возможно, отождествлялась также с «богиней солнца земли» (подземного мира), которая в ряде текстов также называется матерью бога грозы города Нерик, и с божеством подземного мира, обозначавшимся идеограммой EREŠ.KI.GAL.

Литература
:
Луна, упавшая с неба.

Древняя литература Малой Азии, М., 1977, с. 66—69, 204;
Gurney O. R., Some aspects of Hittite religion, Oxf., 1977;
Haas V., Der Kult von Nerik. Ein Beitrag zur hethitischen Religionsgeschichte, Rom, 1970 (в серии: Studia Pohl., [v.] 4).