Драйзер (Голихов)

Драйзер

 

                1 функция «Хорошо» — субъектная этика. «Если я люблю – так ЛЮБЛЮ и буду любить всегда!!! Если ненавижу – так НЕНАВИЖУ и всегда буду ненавидеть, вах!!!»

Очень привязчив и консервативен в своих чувствах и отношениях к кому-либо, верен однажды появившемуся чувству к кому-либо. Если кто-то с этими оценками не согласен – это вызывает в нем сильный негатив. Однажды обманувший их — становится для них лжецом навсегда, даже если перевоспитается. Со стороны часто воспринимается как моралист, так как его чувства и оценки – главная часть его жизни. Но дело в том, что поскольку по главной функции «продукт» выдаваться не очень любит наружу, в мир, а чаще держится в себе – то происходит это чаще всего тогда, когда что-то раздражает его с точки зрения его оценок. То есть негатив часто виден ярче, чем позитив. Отсюда и такое обманчивое впечатление об этих людях бывает. Пытаться оспаривать их оценки бесполезно, просто что-то «хорошо», а что-то «плохо». Объяснить причину они вам не смогут доходчиво, за исключением общих фраз. Старается удержать возле себя тех, к кому когда-то испытывал положительные чувства. У них очень четкое деление людей на «хороших» и «плохих».  «Хороших» любят, а «плохих» презирают лютой ненавистью: чаще скрыто, иногда откровенно, особенно если человек очень уж сильный негатив вызывает. Если кругом него недостаточно людей, которых он любит, то это может провоцировать в нем скрытую агрессию, так как это означает, что в этом мире его нет: ведь некого любить. Они очень чувствительны к таким понятиям как долг, честь, достоинство, моральность, естественно – именно в своем понимании. Здесь важны собственные чувства, эмоции и отношение к чему-либо, а не внешние, общественные, которым может вообще не придаваться значения.  Редко меняет свое отношение к кому-либо. Особенно – с плохого на хорошее. Обладает огромным запасом самых разных эмоций и их оттенков. Очень чувствителен к отклонениям от собственной морали окружающих его людей, словно постоянно их контролирует в этом отношении и опекает. Его положительные чувства – это что-то, что с его точки зрения нужно постоянно подтверждать поведением, совпадающим с его ожиданиями относительно «хорошо» – «плохо». В обществе им бывает тяжеловато с точки зрения понимания, так как их этика – личная, субъективная, а значит может и значительно отклоняться от общественной при том, что человек в ней очень уж глубоко «сидит».  Приходится искать просто тех, кто с ней согласен. Первая функция о третьей: подразумевается необходимость гармоничных отношений с людьми, которых он любит, иначе идет полный «раздрай».

                2 функция «Надо» — объектная сенсорика. «Я силен и мне будет интересно с вами сразиться».

Творческое и креативное обращение с силой, деньгами, разными умениями. Идеальные тренеры, которые умеют сделать других сильнее достаточно оригинальными методиками или привить какие-то навыки. Его сила – гибкая, изощренная, старается быть уместной. Умеют эффективно и быстро работать, порой делая по нескольку дел сразу, отличные финансисты, правда могут быть слишком рискованными в чем-то, поэтому могут богатеть и разоряться по нескольку раз за жизнь. Любят соревноваться, в отличие от первой функции, для них будет важен в первую очередь сам процесс, а не обязательно как результат – сразу первое место. Второе их тоже устроит (так как есть, ради чего дальше работать). Часто любят «экстрим». Если нет возможности реализоваться по этой функции, то иногда могут сознательно упасть в очень глубокую финансовую или физическую «яму», чтобы потом старательно из нее выбираться. Часто становятся хорошими спортсменами, умеют они идти к победе именно творчески и профессионально. Вообще много чего умеют, могут превратить бедность в богатство где-либо, хорошо манипулируют внешними данными людей. Часто бывает очень полезно пригласить его в какой-то бизнес, так как он как раз умеет делать что-то так, чтобы это приносило реальный доход. Обладает искусством владения силой: когда надо – чуть «затянуть гайки» для пользы дела, когда надо – наоборот ослабить. Умеет работать с коллективами именно с этих позиций: создать необходимый баланс свободы и контроля для конкретной ситуации. Поэтому бывают хорошими воспитателями с точки зрения того, чтобы дети вырастали одновременно не избалованными, и не забитыми: где-то можно поощрить, а где-то может и «поприжать» немного, если «за дело». Если он берется тренировать кого-то чему-то, то очень часто из этого получается отличный результат. Поэтому часто также  – родители выдающихся спортсменов, которые начинали их готовить с ранних лет. Если долго  накапливается негатив на ценностные функции, то выход получается именно со второй функции, поэтому  очень опасно бывает его специально злить, провоцировать. Он может достаточно долго копить в себе обиду, не придавать ей значения, так как функция старается быть адекватной окружающему миру, «хорошим продуктом», но в какой-то момент «чаша» переполняется и он может перестать контролировать что-либо:  идет выход агрессии, так что человек может и сам не понять, что сделал, а потом — последствия. Поэтому им крайне важно где-то физически разряжаться: спорт, хобби, боксерская груша на худой конец. Ну и лучше сразу давать возможность негативу выйти, а не копиться, пока его там не станет много, так будет лучше для всех. Умеют создать себе и другим какой-то имидж, работать с одеждой, очень изобретательны в этом, причем создают какой-то свой оригинальный канон, а не гоняются за модой и это часто успешно. Если надо, то умеют экономить, жить на маленькие суммы денег. Иногда настолько хитры в финансовой деятельности, что могут делать деньги буквально из воздуха. Любят обращаться и манипулировать с формами: собирать марки, значки, автомобили, создавать интерьеры помещений, рисовать. В детстве могут очень любить играть в солдатиков. Обычно они не очень любят, когда трогают его вещи, так как умелое манипулирование ими – их «продукция» и тут вы становитесь им словно бы конкурентом. Умеют обращаться с вещами так,  чтобы они им служили много-много лет, это целое искусство манипуляции. Старые – тоже не торопятся выкидывать, так как можно их еще как-то попытаться использовать, и значит найти себе работу на вторую  функцию. Вторая функция о третьей: «нужно уметь защищать свои идеалы и принципы, добро должно быть с кулаками». Вторая о первой и четвертой: ради близких готов «перегрызть глотку», «беспределу» может противостоять только «железный порядок».

                3 функция «Проблемы» — субъектная интуиция. «Как бы не изменить самому себе с самим собой?»

Зоной самооценки является целостность внутренней ситуации, внутренняя гармония, непротиворечивость, принципиальность, идейность, внутреннее спокойствие. Для защиты самооценки им обычно нужно просто немного отдалиться от людей в этом вопросе, чтобы они не посеяли в нем какого-то внутреннего конфликта, поэтому с этой задачей почти всегда справляются успешно и защищают ее активно. Со стороны они всегда кажутся очень принципиальными и последовательными людьми. Они всегда думают, делают и говорят одно и то же, то есть никогда сами себе не противоречат и того же ждут от остальных, кто-то по этой причине начинает считать их «слишком правильными». Любая информация принимается им только тогда, когда она не несет опасности разрушить внутренний баланс, поэтому бывает очень упрям. Никогда не пойдет на сделку со своими принципами. Обычно очень корректен, сдержан, замкнут и скрыт, чтобы производить впечатление принципиального, последовательного человека. Наличие положительной самооценки обеспечивается наличием идеалов, которые могут плохо коррелировать с окружающей действительностью, что может вызывать пренебрежение реальной окружающей действительности. Эффективны при достижении конкретных целей, но делать это могут «напролом», игнорируя окружающий мир и его мнение. Хорошо себя чувствуют, когда это подкрепляется ситуацией: профессия, подразумевающая легитимность таких действий и значит – защиту с точки зрения социума. Например: «я – солдат и просто исполняю свой долг служением Родине», следует понимать: «с меня взятки гладки». Часто проповедуют идеалистические принципы, подразумевающие приоритет идеи, принципа над реальной действительностью. Умеет повести за собой народ, так как ему хочется верить, он не врет, а правда верит в свои идеалы. Им важно сохранить внутреннее спокойствие, поэтому нужно чувствовать однозначную правильность своих действий с точки зрения последовательности, идейности. Там, где ситуации слишком неоднозначные, будет сложно, но он будет пытаться решать их путем упрощения. Принципиально,  последовательно – «хорошо», непринципиально, непоследовательно – «плохо». Не любит тех, кто умеет посеять внутреннее противоречие, сомнения в душе. Если даже он что-то делает неправильно, то гораздо комфортнее об этом просто никогда не знать, тем самым самооценка будет защищена, поэтому чаще всего таких людей он просто игнорирует. Например, может думать, что они ему хотят причинить зло и потому их мнение не важно. Вообще все, что может потревожить его внутренний мир – не принимается в расчет.  «Пусть я проиграю, зато буду верен самому себе». Очень часто это им важнее.

                4 функция «Хочу» — объектная логика. «Жаль, что штатские живут не по уставу». 

Внушаем фактами, цифрами, часто пропускает мимо ушей все, кроме них. Любит находиться в местах, где знает, в какой ситуации — что нужно делать. Внушаем внешним порядком вещей, который был в момент  его воспитания: политический строй, социальные нормы и т.п. Поэтому крайне болезненно реагирует на перемены социального характера: лишь бы порядок вещей не менялся: «не дай вам бог жить в эпоху перемен».  Движется всегда в сторону мест наибольшего порядка и старательно избегает хаоса, внушается этим порядком и очень переживает, чтобы он потом не менялся. В этой связи иногда привлекает работа в военных структурах, где имеет силу устав. Ему важно, чтобы ситуация где-либо была организована в соответствии с привычными ему правилами и законами, не противоречила фактам объективной реальности. Также важно знать, кто и где должен находиться, что делать. Какие документы нужно собирать, для каких целей, куда их нужно подавать и как правильно заполнять. Наиболее комфортно себя чувствуют в ситуации однозначных правил действия, без примеси субъективности: «в случае того-то — делать то-то». Знанием фактов часто заменяют в конкретной ситуации истинное понимание ее проблематики. Отчего оно становится поверхностным, просто сводом статистики, подмеченными объективными закономерностями и правилами. Не любит долгих и подробных объяснений. Сразу перебивает и говорит: «ну короче, что там «на самом деле?». Имеется ввиду то, что он хочет получить сразу готовое решение, правило, а не его обоснование. Например: «2*2=4». Уже правило. Любит термины, иногда можно говорить им только их и им этого будет достаточно. Не любит тех, кто разрушает нормы поведения в какой-то ситуации, скажем, разрушает субординацию. Особенно внушается теми фактами, которые видит своими глазами, если их можно потрогать руками. Поэтому часто может стать жертвой мошенников, которые умеют им предоставить такие «жареные  факты», особенно, если это наглядно («ловкость рук и никакого мошенства»).  

 

                — 1 функция «Плохо» — объектная этика.

Игнорирует внешние, реальные отношения между людьми в угоду своим чувствам и своему отношению к чему-то. Таким образом, может запросто нажить себе врагов. Ведь в одной ситуации нужно так себя вести, а в другой – эдак. На празднике не стоит выяснять отношения, а на свадьбе не стоит скандалить. Но он этого  не видит, так как эта функция вытеснена из его сознания и все это может запросто делать. Может  демонстративно игнорировать внешние отношения, как бы не признавая их значимость: «ну и что, что муж и жена, я же вижу, что они смотрят друг на друга без искренних чувств». Словно бы каждые внешние отношения – просто дополняющий атрибут внутренних отношений. Штамп в паспорте – это просто внешнее подтверждение этих самых чувств, если их нет, то это – не отношения, а фикция. Впрочем, иногда, когда они не могут работать по первой функции комфортно, подвергаются нападкам по ней, обороняются от этого или просто разговаривают на темы объектной этики, они могут их начать критиковать, анализировать, работая по этой функции. В конечном итоге – начинают их видеть, хотя бы частично, и учитывать. Тогда все эти моменты, по крайней мере, не несут ему таких же неприятностей, как до того. Понятие поведенческие  нормы для них – что-то очень непонятное, они даже не пытаются им следовать. Полностью подменяют это понятие своей оценкой этих самых норм, в результате иногда и смех на похоронах может становиться нормой, если так считаешь (но это, конечно, совсем уж утрированный пример).

                — 2 функция «Не надо» — субъектная сенсорика.

Если заболел – иди лечись. В остальных случаях не особо надо на это обращать внимание. Ну, может, особо вредными привычкам обрастать все же не стоит. Хотя, если здоровью это пока не вредит, то почему бы и нет? Не боятся болезней, скорее относятся к этому как к чему-то будничному. О своих вкусовых и физиологических предпочтениях не очень любит распространяться. Удобно – не удобно, вкусно – не вкусно,  какая особо разница? Главное, чтобы было съедобно, можно было сидеть на этом стуле в принципе,  остальное – мелочи жизни. Могут быть, например, только какие-то простые нормы и требования к еде: чистоплотность, нормальный вкус. Нет стремления обязательно все в жизни попробовать: ну, любит он какое-то блюдо, его и будет есть. Может попробовать чего-то экзотическое, но специально ради этого в  каком-либо отношении напрягаться не хочется. Не понимает всех этих разговоров из разряда: «а вот эта в постели ох, а вот эта ах», так как не видит в этой разнице особых дивидендов для себя, как и в том, что одно блюдо чуть вкуснее, другое, зато, может полезней. Не особо любит разговоры на все эти темы  физиологических и сенсорных удовольствий, болезней. Считает, что они должны быть уместными,  нечастым явлением. Ну, заболел кто-то, тогда можно обсудить немного. Если где-то было «хорошо» –  замечательно, но «трепаться» об этом на каждом углу – признак дурного тона. Может вообще не очень  замечать,  что ему где-то не очень удобно находиться физически. Если человек не может найти себе «работу» для объектной сеносорики на протяжении длительного времени, то может начать работать по субъектной: он критикует весь этот гедонизм, царящий кругом, и через это может найти «работу» для творческой функции. Например, придумать способ побеждать вредные привычки людей, прививать им навыки занятия спортом или научить, как больше денег зарабатывать на все эти гедонистские слабости.  Происходит это за счет сближения объективной и субъективной реальностей. Также нечто подобное происходит, когда он начинает разговаривать на все эти темы, чаще всего он не очень любит  чревоугодников и может над ними посмеиваться.

                — 3 функция «Решение проблем» — объектная интуиция.

Если в душе «что-то не так», то очень полезно бывает гармонизировать и внешнюю обстановку: включить приятную музыку, создать в квартире уют, разгрести накопившиеся дела. Тогда и душе проще успокоиться,  меньше будешь переживать из-за чего-то. Полезно может быть наладить с кем-то контакт, завести новых друзей, подружиться с окружением на работе или просто встретиться с друзьями, побалагурить немного.  Может быть полезно и увидеть какие-то возможности, которые может предложить окружающий мир и попытаться их использовать-таки. К сожалению, делает это только тогда, когда в душе «пожар», остальное время может на все эти вопросы вообще не обращать внимания. Но арсенал всех этих средств всегда под рукой. Если на душе не важно – звонит друзьям, предлагает встретиться, «погудеть» или идет заниматься  спортом, развлечься немного в клуб по интересу. Или, наконец, принимает предложение, которое до того не  решался принять, пока все было хорошо. Кроме того, если внешне все делается им правильно, по  предполагаемому плану, то и меньше внутренних переживаний на этот счет. Часто прикрывает самооценку  именно в лице личных планов, которые своим долгом считает выполнить. Таким образом, обеспечивается принципиальность и последовательность действий, внутренняя непротиворечивость. Если внешняя  ситуация разрушает внутреннее спокойствие, то все же начинает ее «отстраивать» рано или поздно. Хотя, вопрос это тяжелый, болезненный.

                — 4 функция «Не хочу, боюсь» — субъектная логика.

Не любит долгих объяснений, так как они его пугают. Он вообще не любит вникать в какие-то знания.  Просто знаю факты, что «так-то и так». Скажем, по статистике 10% людей по ночам сидит в интернете. Но пытаться понять, что значат эти факты – не надо, лучше давайте придумаем как мы это можем использовать себе на пользу. Из-за этого его знания часто «грешат» поверхностностью, неглубокие. Как будто человек энциклопедии начитался и ходит ее везде цитирует. А копни глубже – этого не понял, того. Не умеет ставить себя на место другого человека, не пытается понять его. В чужих рассуждениях ловит только факты, статистику, а во время объяснений перебивает репликами вроде:  «нет, мне не надо ничего объяснять, скажи просто как оно на самом деле», так как пугается он. Может вдруг выясниться, что чего-то он понял не так – ну зачем, ведь это неприятно, страшно? А так, не выходя на эту территорию, достаточно просто можно «играться» фактами и при этом еще из этого извлекать пользу. Ведь с ними не поспоришь. Также не умеет объяснять что-то. Блистать знаниям умеет, а вот уметь их правильно интерпретировать – нет. Поэтому, если его просят именно объяснить что-то, помочь понять – может возникнуть желание сбежать оттуда. В то же время, если сбежать из некомфортного места не удается, то может поднимать эти темы. Например, немного рассказать как он что понимает. Кто-то его поправит и невольно начнет при этом оперировать фактами, ссылаться на какой-то фактический материал. Таким образом, место снова станет для него комфортным. Может запомнить этот прием и тогда уже немного интересоваться этим даже, чтобы при намеке на то, что место становится некомфортным — опять сказать немного как он что понимает, переводя таким маневром разговор на факты.

 

                Резюмирующее описание

Рационал, что означает внутреннюю предсказуемость, последовательность. Внешние проявления наоборот очень нестандартные: одежда, работа, «продукция». Первая функция связана с высоковероятными событиями, что делает его еще более консервативным и это может считаться негативным фактором.  Основная «продукция» связана с высоковероятными событиями, что несколько снижает степень ее экзальтированности и это является позитивным фактором. Интровертный тип, это означает то, что он воспринимает себя чем-то отделенным от окружающего мира, а не чем-то в него включенным. Сам себе он кажется непонятным и сложным, поэтому — достаточно скрытный, не очень любит о себе рассказывать некоторые подробности. С удовольствием изучает свой внутренний мир, а окружающий кажется ему  простым и понятным, поэтому он умеет и смело с ним манипулирует, умеет взять «командование» на себя.  Доминантные потребности связаны с ведущими функциями: чисто внешне производит впечатление «живчика», активного человека: ни минуты без дела, внешне – часто, словно «кровь с молоком» (склонность к холерическому темпераменту – неуравновешен, подвижен). А вот самооценка падает всегда неожиданно,  поскольку и она, и слабые функции вообще связаны с субдоминантными потребностями. Живут в потоке как количественной, так и качественной информации, что означает умение хорошо маневрировать в ее потоке: знать куда идти и эффективно действовать.

Признаки: откровенный (зона самоуверенности), волевой (зона уверенности), принципиальный (зона переживаний), правильный (зона продажности).

Залог успеха типа: правила, порядок, законы и факты по месту нахождения; внутренняя гармония и непротиворечивость, идейность и последовательность действий; нравящийся и любимый мир; потребность в его умении достигать силы и финансового благополучия.

Профориентация: спортсмен, тренер, финансист, идеолог, бизнесмен, силовые структуры, модельер,  художник, дизайнер, инструктор, экономист.

Автор — Голихов Дмитрий

Источник —  "Пособие по инструментальной соционике"