Описание Достоевского по функциям от Екатерины Филатовой
Достоевский
Этико-интуитивный интроверт
Общие внешние признаки
Отличительная особенность людей этого типа — бесстрастное лицо, взгляд, обращенный внутрь себя и не очень замечающий, что происходит вокруг. В них чувствуется неуверенность в себе, боязливость. Если что-то им не нравится, могут надолго затаиться в молчании и "переживать". Умеют со вкусом одеваться, если приложат к этому определенные усилия, но могут и не обращать внимания на свою внешность в периоды депрессии, которые бывают не так уж редко.
Характеристика по функциям I, II, III каналов
I — . Сразу чувствует отношения в любом коллективе, однако старается своего отношения не афишировать. Все недоразумения старается уладить, избежать конфликтов: если приятель говорит, что не помнит, чтобы ЭИИ отдал ему долг, предпочитает срочно отдать деньги еще раз, хотя точно помнит, что уже отдал. Ссориться не может — терпит очень долго, считая, что худой мир лучше доброй ссоры. Однако, если терпению приходит конец, никогда не скандалит, не кричит, а просто воздвигает между собой и обидчиком психологический барьер — ходит с "каменным" лицом, односложно отвечает на вопросы, ведет себя сухо и официально.
Если ему становится известно, что кто-то попал в беду, приходит к этому человеку и доступными ему средствами старается помочь пострадавшему (это может быть и материальная помощь) или выслушивает его, чтобы взять на себя часть его эмоциональной боли. Поэтому к ЭИИ часто приходят "выплакаться", облегчить душу, находя в нем сочувствующего слушателя. Не может видеть, когда кого-то при нем обижают, особенно, если это ребенок, даже если его наказывают родители, — может в таком случае обратиться к ним: "Вы же сами воспитываете в своем ребенке жестокость, не будет ли он относиться к Вам так же, когда вы станете старыми и немощными?" (при этом, однако, он не забудет принять меры, чтобы ребенок этого обращения не слышал). Со своими детьми старается быть справедливым: если чувствует, что сам неправ, попросит у ребенка прощения. На вопрос о том, каково самое заветное его желание — скорей всего, ответит: "Хочу, чтобы в мире не было насилия".
Если ему удалось сделать что-нибудь, чем он сам остался доволен, любит по-детски похвастаться; иногда вдруг может разоткровенничаться перед малознакомым человеком, рассказав о себе нечто такое, о чем вслух не говорят. Потом сам себе удивляется, сожалеет об этом.
Полюбив, может годами носить в себе свое чувство (), однако, если страдания очень велики, не выносит их силы и может раскрыться предмету своей любви (чаще письменно) независимо от предполагаемого результата, лишь бы прекратить свои муки.
II — . Главной ценностью в человеке считает его нравственность. С юношеских лет старается приблизить себя к тому идеалу, который сформировался в его сознании. Такие подростки заводят дневники, записывают свои наблюдения (главным образом — над собой), анализируют свои поступки, жестоко осуждая себя за малейшие отступления от идеала.
Характерный случай: 15-летний школьник долго копил деньги из тех, что родители давали ему на трамвай, чтобы купить перочинный нож, о котором мечтал. Когда нужная сумма была у него в кармане, оказалось, что желанного ножика в продаже уже нет, но есть другой, более дорогой и привлекательный, а также дешевый, но не такой, который хотелось бы купить. Что делать? Откладывать покупку еще на много недель? ("Доход" нашего героя составлял 12 коп. в неделю). Но он уже настроился на вожделенную покупку. Долго стоял у витрины, любуясь недоступным "сокровищем", и всё же решил купить ножик попроще. Выйдя из магазина, он вдруг обнаружил, что продавщица по ошибке дала ему тот ножик, о котором он мог только мечтать! И тут-то начались его муки. Целый час он провел у дверей магазина: с одной стороны, не было сил расстаться со своей мечтой, а с другой — он чувствовал себя моральным преступником потому, что не вернул продавщице более дорогой ножик, значит, обманул ее. Наконец он нашел компромиссное решение: ножик оставить себе, но дал себе клятву впредь всегда и сразу отказываться от любой вещи, которая достается ему даром, пока не "прирос" к ней душой, чтоб совесть была чиста, поскольку муки совести — тяжелее…
Из приведенного примера ясно, что ЭИИ может сделать мучительную проблему из того, что человек другого склада примет как должное.
Приоритет моральных ценностей может сказываться в его жизни в самых неожиданных ситуациях: например, если человек, которого он любит, отдает предпочтение другому, он способен помочь своему сопернику, например, добиться для него повышения по службе, ибо вредить ему в такой ситуации считает безнравственным.
Чтобы плодотворно работать, ему нужна благоприятная психологическая атмосфера. Плохо уживается с начальником, которого считает некомпетентным. Включается в деловую активность и может очень плодотворно работать, если коллеги разделяют его нравственные убеждения.
В том случае, если стремление к порядочности, нравственности, к высоким идеалам определяется истинной любовью к людям, человек этого типа может быть очень полезен обществу как воспитатель, учитель, некий моральный образец. В противном же случае он может оказаться неприятным морализатором, "ходячей добродетелью", поучающим занудой.
Ill — . Оценивает свои действия с точки зрения твердости и настойчивости. Формирует в себе эти качества — может составить режим дня, вывесить его на стене и неукоснительно ему следовать. Однако склонен себя "передавливать", тиранить различными долженствовани-ями — иногда это носит характер почти издевательства над собой. В стремлении "выработать силу воли", например, школьница 9-го класса со слабым вестибулярным аппаратом заставила себя пройти по разобранному мосту (рядом был построен новый) длиной примерно 150 метров, на металлических фермах которого остался лежать всего лишь один железнодорожный рельс. Но этого ей показалось мало: решила преодолеть и второй такой же мост, хотя от напряжения дрожали колени. Дело было в Ленинграде, мосты проходили через Каменный остров. С огромным трудом, останавливаясь и глядя вверх, чтоб остановить головокружение, она с трудом добралась до "материка" под брань теток, собравшихся на берегу и наблюдавших за ней: "Выдрать бы тебя за такие фокусы!" — эти комментарии чуть было не стоили девушке жизни. ' Лозунг самоусовершенствования для ЭИИ звучит примерно так: "Делай не то, что хочется, а то, что нужно".
Относясь к себе подобным образом (порой весьма жестко), он, однако же, не может давить на других, считает, что каждый сам должен работать над собой, но плохо переносит, когда другие пытаются заставить его силой что-то сделать: с людьми подобного рода предпочитает дел не иметь.