Баалшамем

Баалшамем

Баалшамем [(ханаанейско-аморейск. bclšmm), Баалшамин (арам. bclšmn), Баалсамин (араб.), буквально «хозяин небес»], в западносемитской мифологии бог — владыка неба. В ряде случаев, видимо, выступает как бог солнца.

В финикийской теогонии Санхонйатона — Филона Уран, очевидно, соответствует Б., его сын — Эл (см. Илу), восстающий против отца и побеждающий его. Филон Библский приводит финикийское предание о том, как Крон (Эл) принёс в жертву Урану (Б.) своего сына (см. Молох).

Почитание Б. было широко распространено в Сирии с конца 2-го тысячелетия до н. э.; в ханаанейско-арамейском пантеоне Б. стал верховным божеством. В эллинистическую эпоху Б. отождествлялся с Зевсом и Юпитером (его местными вариантами являлись Зевс Гелиополитанский и Юпитер Долихенский, культы которых приобрели в этот период большое значение, в том числе и за пределами Сирии).

В Пальмире Б. — глава триады богов (помимо Б. в неё входили Малакбел и Аглибол), занимавших там (наряду с параллельной, а возможно, тождественной ей, триадой Бел — Йарихбол — Аглибол) первенствующее положение. Судя по эпитетам Б. («великий и милосердный», «добрый и воздающий»), вокруг его культа в I — III вв. н. э. складывалось религиозно-этическое учение о божьем милосердии и воздаянии.

С культом Б., вероятно, генетически связан культ бога, именовавшегося «Тот чьё имя благословенно в вечности» (его имя было запретным); этот бог мог занимать место Б. (как и Бела) в триаде и широко почитался в Пальмире во II — III вв. Почитание Б. было засвидетельствовано в Эдессе ещё в V в. н. э. В древнеарабской мифологии Б. (Баалсамйн) почитался в Набатее и у сафских арабов.