Дон-Кихот
1 функция «Хорошо» — объектная интуиция. «Ах, до чего же прекрасен и гармоничен этот мир, особенно трубы заводов!»
Живет в потоке возможностей и гармонии внешнего мира, целостностью внешней ситуации: «все прекрасно в этом лучшем из миров». Нарушение этой гармонии воспринимает всегда агрессивно, скажем, ремонт в квартире для него – повод для появления агрессии. С ним бывает сложно договариваться, так как он словно «лавирует», идя по жизни: «можно этак, а можно так». Поэтому попытка четко определить с ним время и место встречи может быть бесполезным занятием: «я сперва буду там, потом там, и, скорее всего, если все удастся успеть, то в районе стольки-то я буду там-то». Нет восприятия места и времени как чего-то постоянного, чего нельзя перенести, все как-то очень приблизительно, нечетко, ради точности встречи нет смысла менять планы, тем самым разрушая гармонию внешней ситуации. Если он опаздывает на работу и попросить его заодно вынести ведро, раз он все равно опоздал, то это означает разрушить целостность внешней ситуации, так как это все было «уже учтено», что на работу иногда можно опоздать, входило в понятие целостности ситуации, а «ведерко» там не значилось. Люди данных типов «живут» оригинальными идеями относительно устройства внешнего мира и консервативны в этих знаниях, со стороны производят впечатление «больших оригиналов» — никто не знает, что ему взбредет в голову в следующую секунду времени. И эту любовь к непостоянству они возводят в норму, консервативное поведение для них – извечный раздражитель. Те, кто критикует их идеи, также их раздражают, они не умеют их отстаивать, чаще окружают себя теми, кто с ними согласен. Их раздражают люди, которые скандалят, устраивают внешние конфликты, даже если это «по делу». Ведь внешний конфликт – тоже разрушение внешней гармонии. Часто любят что-то заканчивать за других, но не любят начинать, так как это тоже означает иногда разрушение внешней гармонии, которая для них – зона консерватизма. Первая функция о третьей: подразумевается, что в гармоничном мире все друг друга любят, все «хорошие». Если это не так, то это означает минус сразу по двум функциям, направленным на себя, то есть очень «плохо».
2 функция «Надо» — субъектная логика. «Я многое понял в жизни, но хочу понять еще больше, в том числе то, что я понял не правильно».
Любит долго, подробно и творчески объяснять что-либо, отличный учитель, педагог: «объясняю, пока меня слушают, пока на 100% не буду уверен, что все все поняли». Задав ему вопрос – иногда можно слушать ответ часами, иногда просто ищут кого-то, чтобы выговориться по вопросу «своего понимания чего-либо», «отвертеться» от этого бывает сложно, если не говорить об этом напрямик. Нечто подобное может быть и при объектной логике на второй функции иногда, но в данном случае упор идет не на фактах, а на том, чтобы все обязательно все поняли, иногда объясняют как для детей по этой причине. Данный человек постоянно ищет себе аудиторию с вопросами, но объясняет не с точки зрения знания, а с точки зрения того, как он это понимает, то есть более доходчиво и дотошно. Любит найти для себя область применения: что-то, что не было изучено и понято раньше, иногда любят начать изучать неизвестную для себя сферу, в которой у них нет квалификации, так как это позволяет развить сферу «понимания» чего-либо, что является очень соблазнительным для работы творческой функции. Вторая функция о третьей: любит много говорить об отношениях, психологии; о первой и четвертой: иногда еще о том, как прекрасен мир, о перспективах того или иного дела и где ему было физически хорошо и комфортно.
3 функция «Проблемы» — объектная этика. «Вот бы мне выиграть приз зрительских симпатий!»
Важно, чтобы все к нему хорошо относились. Он очень не любит неясностей в этом вопросе и постоянно стремится прояснить ситуацию: «давай все же выясним, ты меня уважаешь или нет?». Выяснение этого вопроса может вызвать любая мелочь: выражение лица, взгляд и так далее. Часто с возрастом становятся также хорошими психологами, так как это позволяет сохранить хорошую самооценку. Фиксируется на отношении к себе конкретных людей и игнорирует «общественное мнение». Очень падок на социальное признание: почет, слава, уважение, грамоты, регалии и т.п. Ради хорошего отношения к нему иногда может и поработать забесплатно, помочь кому-то что-то делать из чувства товарищества. Если в окружении появляется кто-то, чьи чувства к нему негативные, то это вызывает падение его самооценки. При активной защите ее – он будет пытаться завоевать хорошее отношение человека любой ценой, при пассивной – наоборот, может говорить что-то вроде: «вот такой вот я плохой». Если нет хороших отношений, то может пытаться наладить их любой ценой или, наоборот, избегать их в случае осознания невозможности что-то изменить. Падок на любую лесть, готов часто поддерживать любое мнение, а также к компромиссам, чтобы случайно не изменить отношение к себе, а если не соглашается с кем-то, то очень дипломатично. Общаясь с представителями этого типа – часто чувствуется внутреннее напряжение, связанное с опаской вызвать к себе негатив, поэтому они часто десять раз подумают, прежде чем сказать что-либо. Словно бы относятся к этому как к работе. Продвигаются по служебной лестнице частенько за счет умения быть внимательным к другим.
4 функция «Хочу» — субъектная сенсорика. «Пусть я – мальчиш-плохиш, но зато у меня бутерброд с маслом есть!»
Движутся всегда в сторону мест, где есть физический комфорт, изысканные сенсорные удовольствия и не умеют в этом себе отказывать. Там, где им физически удобно, там и хорошо, даже если это очень дорого. Любят изысканную еду, массаж, поглаживания. Обнаружив однажды место, где им комфортно, например, ресторан какой-то – могут ездить туда обедать через весь город. Избегают мест, где нет всех необходимых ему физических удобств. Гурманы во всем, рабы своих предпочтений и привычек. Если любит сладкое, то будет поедать его килограммами. Часто определяют состояние своего здоровья со слов окружающих, так как очень внушаемы по ней. Иногда могут пытаться воссоздать дома элементы того места, где они чувствовали себя максимально комфортно физически. Быстро привыкают «к хорошему» и это становится их слабостью в дальнейшем, без этого они уже не могут. Внушаемы авторитетами относительно вопросов здоровья, если сказать ему, что у него что-то надо лечить, то легко в это могут поверить. В этой связи может стать легкой добычей «платных врачей». Могут забыть вовремя поесть, принять лекарства, поспать, поэтому очень нуждаются в заботливых родителях или супругах.
—1 функция «Плохо» — субъектная интуиция.
Целостность внутренней ситуации является наиболее жестко игнорируемой соционической ценностью. Это значит, что у человека нет такого понятия как «внутренний стержень», идейность, идеология, совпадения слов и дел. «Где вкуснее» — та идеология и лучше. Он не умеет погружаться внутрь себя, медитировать, обретать внутреннее спокойствие самостоятельно, отчего становится немного поверхностным человеком. Вместо этого ищет гармонию снаружи. То есть ему нужно найти, создать для себя внешний гармоничный мир, сказочный, и только тогда обретается и внутренняя гармония. Во всех остальных случаях он будет чаще всего идеализировать существующий мир, все люди в нем — всегда «хорошие». Это и есть то, чем он подменяет обретение гармонии внутренней. В случае если работа по первой функции объективно не может осуществляться по каким-то внешним причинам, мешающим ей, а также если речь начинает идти о вопросах, касающихся субъектной интуиции, иногда человек может начать обороняться через нее, критиковать: обвинять кого-то в консервативности его идей и принципов, нападать на чьи-либо принципы, идеи. Особенно они не любят, когда что-либо делается во имя какой-то великой идеи, цели. Им это кажется какой-то мерзостью. Не умеют они и успокаиваться самостоятельно: обязательно надо найти кого-то и «излить» ему душу, использовать его в качестве жилетки. Для этих целей могут использовать любого человека. В результате это позволяет ему как-то поддержать и внутреннюю гармонию иногда, хоть она и находится в зоне наиболее сильно вытесненных ценностей, после чего снова можно будет начать ее игнорировать, ориентируясь только на внешнюю гармонию мира.
— 2 функция «Не надо» — объектная логика.
Не любит изменений в правилах, законах внешнего мира. Просто они есть и он их придерживается, хоть это ему и не просто. Он их выучил и следует им только там, где это жестко регламентируется социумом: правила дорожного движения, приход на работу вовремя, оплата налогов, уголовный кодекс и ждет того же от других. А вот на встречу с друзьями можно и опоздать, что он и делает часто. В ситуации инверсии, которая иногда все же происходит при невозможности реализоваться по второй функции в мире, начинает критиковать политический строй, существующие в мире законы и нормы, объективный порядок вещей. В результате происходит более объективное оценивание фактов внешней реальности и он, рано или поздно, но находит в ней себе работу для второй функции.
— 3 функция «Решение проблем» — субъективная этика.
Чтобы решить проблемы функции самооценки, нужно, чтобы все тебя любили. Но чтобы добиться этого, нужно и самому иногда доносить до людей то, что относишься к ним хорошо, чтобы им нравиться. Вся проблема в том, что данная функция используется как затычка от форс-мажора по третьей функции. Поэтому, если все хорошо, то работать по ней человек не будет, пока не появится реальных проблем. Если он попадает в коллектив, где нужно завоевать уважение, то да, будет стараться и сам высказывать свои симпатии ему. Но если он знает, что в его семье в любом случае его будут уважать, то и делать может все, что ему заблагорассудится, пока не начнет возникать на этом месте реальных проблем: скажем, угроза развала семьи. И получается очень сильный контраст: для «своих» человек кажется «самодуром», но всем остальным он кажется «душой общества». Как только появляется кто-то посторонний, то человек становится «добреньким», а когда он ушел – снова «концерты», «театр одного актера». Здесь человек запасает массу средств для решения проблем третьей функции: знает, когда нужно улыбнуться в нужный момент, высказать свое восхищение чем-либо, поинтересоваться проблемами другого человека, вызваться помочь их решить. Но использует это он только для решения своих проблем: существующих и потенциальных, на упреждение. Лучше лишний раз перестраховаться и похвалить кого-то, чем если он почему-то обидится. Настоящие чувства в такой ситуации загоняются в подполье и могут неожиданно для него самого вырваться наружу, испортив отношения. А еще часто они вырываются именно там, где «можно», то есть – среди «своих». Что создает потенциальную угрозу «домашней тирании».
— 4 функция «Не хочу, боюсь» — объектная сенсорика.
Боится грубой физической силы, обычно не является специалистом по умениям: если что-то сломалось, то, не задумываясь, вызывает специалиста, даже если вопрос и «выеденного яйца» не стоит. Не умеет что-либо доводить до конца, завершать. Не может терпеть, ждать, приносить себя в жертву во имя победы. Их работы часто очень талантливые, но не «доведенные до точки», так как их автор просто поленился. За своей внешностью обычно не очень умеет следить, одеваться. Если четвертая функция не может уйти из неблагоприятной для себя ситуации и найти себе место получше, то может включаться минус четвертая. Иногда – как только возникает такая потенциальная угроза, так как это – хороший способ не дать разойтись объективной и субъективной реальностям. Так в незнакомой, неизвестной ситуации или когда нельзя покинуть неблагоприятное для себя место, иногда может пытаться предстать смелым, решительным, волевым человеком, не пойми почему, начать вдруг бороться с «ветряными мельницами», наброситься вдруг на кого-то без объективной причины. У него есть свое понимание того, когда все-таки можно применить грубую физическую силу иногда, только оно очень странное и отклонение от этого понимания вызывает в нем раздражение. Настоящая же причина этого нечастого явления заключается просто в невозможности покинуть место, которое уже не кажется ему комфортным физически. Вполне возможно, что выходом из этой ситуации может стать и необходимость научиться умению его создавать в любой обстановке для себя самостоятельно.
Резюмирующее описание
Иррационал, что означает внутреннюю непредсказуемость (постоянство в непредсказуемости), ветреность, а внешние проявления наоборот очень стандартные: одежда, работа, «продукция». Кроме того, поскольку первая функция еще и связана с маловероятными событиями, то его непредсказуемость приобретает совсем уж экстремальные формы и может считаться негативным фактором. А вот основной «продукт» также связан с маловероятными событиями, благодаря этому становится немного менее стандартным, что в данном случае можно считать позитивным фактором. Экстравертный тип, это означает то, что он воспринимает себя частью окружающего мира, а не чем-то из него выделенным. Сам себе он кажется понятным и простым, поэтому не стесняется что-либо рассказывать о себе. Окружающий мир кажется ему сложным, малопонятным, поэтому он не умеет им манипулировать, раздавать команды, вместо этого с интересом изучает его. Доминантные потребности связаны со слабыми функциями. Из-за этого ему крайне важно для здоровья иметь поддержку извне своих действий: организовать физически удобное место нахождения и завоевывать симпатии окружающих для самооценки (3 и 4 функции). Поскольку ведущие функции не связаны с доминирующими потребностями, чисто внешне могут производить впечатление некоторой заторможенности действий, отсутствия жизненного тонуса у человека (склонность к меланхолическому темпераменту – неуравновешен, неподвижен). Примечание: рекомендация с точки зрения здоровья – несколько снизить внешнюю активность. Живут в потоке как количественной, так и качественной информации, что означает умение хорошо маневрировать в ее потоке: знать куда идти и эффективно действовать.
Признаки: романтичный (зона самоуверенности), понимающий (зона уверенности), компромиссный (зона переживаний), вкушающий (зона продажности).
Залог успеха типа: место нахождения повышенного комфорта, симпатии окружающих, гармоничный мир, спрос на его объяснения и логические рассуждения.
Профориентация: педагогика, психология, гуманитарные науки, репетитор, рассказчик, писатель, журналист.
Автор — Голихов Дмитрий
Источник — «Пособие по инструментальной соционике«