Адити

Адити

Адити (от др.-инд. á-diti — «несвязанность», «безграничность»), в древнеиндийской мифологии женское божество, мать богов, составляющих класс адитьев. Уже в «Ригведе» упоминается около 80 раз (обычно с адитьями). А. призывают на рассвете, в полдень и на закате.

Она связана со светом (РВ I 136, 33; IV 25, 3; VII 82, 10), Ушас — её отражение (I 113, 19), у неё широкий путь (IX 74, 3); она заполняет воздушное пространство (X 65, 1—2), поддерживает небо и землю («Яджурведа»), отклоняет гнев богов, защищает от нужды, предоставляет убежище (РВ VIII 48, 2; X 36, 3—4; 66, 3—4 и др.). Физические черты в описании А. почти отсутствуют, зато иногда она характеризуется в самой широкой манере (ср.

I 89, 10: А. — небо, А. — воздушное царство, А. — мать, она же — отец и сын…, А. — рождённое, А. — имеющее родиться… ср. АВ VII 6, 7). А. включена в систему многообразных родственных связей.

В «Ригведе» (X 72, 4—5), эпосе и пуранах А. — дочь Дакши (третья) и, следовательно, сестра Дити (ср. a-diti: diti) и Дану — родоначальниц асур. В ведийский период обычно считалось, что у А. семь сыновей, причём седьмым нередко оказывался Индра.

Иногда упоминается и восьмой сын — Мартанда (РВ X 72, 8—9), отвергнутый А., он же прародитель смертных Вивасват (Шат.-бр. III), родившийся без рук и без ног.

Позднее А. приписывается двенадцать сыновей и особенно подчёркивается роль Вишну, сына А. от Кашьяпы; Тваштар — её одиннадцатый сын. Иногда А. характеризуется как мать царей. Нередки парадоксальные связи: А. — жена Вишну (Вадж.-самх. 29, 60 = Тайтт.-самх.

7, 5, ЯВ) при том, что в эпосе и пуранах она мать Вишну в аватаре карлика; А. — дочь Дакши и она же мать его; однажды («Атхарваведа») А. выступает как мать рудр, дочь васу и сестра адитьев (!). В «Атхарваведе» (VI 4, 1) упоминаются и её братья, А. (VII 6, 2) призывается как великая мать благочестивых, как супруга риты.

Другие мотивы связаны с отпущением грехов, освобождением от вины; именно об этом часто просят А. в молитвах. Нередко использование А. в космогонических спекуляциях, в частности при разных отождествлениях — с землёй (РВ I 72, 9; АВ XIII 1, 38, и позже — Тайтт.-самх., Шат.-бр.), небом, небом и землёй; а в ритуале — с коровой (РВ I 153, 3; VIII 90, 15; X 11, 1 и др.; Вадж.-самх.

XIII 43, 49); ср. сопоставление земного Сомы с молоком А. в «Ригведе» (IX 96, 15). Мифологических сюжетов с участием А. мало, но и в них она всегда занимает периферийное положение (обычно в связи с адитьями).

Ср. призыв А. к Вишну вернуть царство Индре и превращение Вишну в карлика («Вишну-пурана») или получение А. серёг, взятых Индрой, в мифе о пахтанье океана («Матсья-пурана») и т. п. Видимо, может быть реконструирован сюжет, восходящий к основному древнеиндоевропейскому мифу о поединке громовержца и его противников (А. и семь сыновей, отвергнутый Мартанда и т. п.) и трансформированный в рассуждения космогонического и нравственного содержания; правдоподобно предположение о том, что имя А. заменяет утраченное имя персонажа более древнего мифа. Литература:Hillebrandt A., Über die Göttin Aditi, Breslau, 1876;Leumann E., Die Göttin Aditi und die vedische Astronomie, «Zeitschrift für Indologie und Iranistik», 1928, Bd 6, S. 1—13;Pandit M. P., Aditi and other deities in the Veda, Madras, 1958.