Ади-будда

Ади-будда

Ади-будда (санскр. ādi-búddha, «первоначальный будда»), в буддийской мифологии поздней махаяны и ваджраяны персонификация сущности всех будд и бодхисатв. В терминах доктрины трёх тел будды (см.

Трикая) А.-б. рассматривается как дхармакая. Из А.-б. эманируют другие будды и бодхисатвы в особой последовательности (прежде всего будды самбхога-каи). Время и место возникновения концепции А.-б. неизвестны.

Попытки видеть в А.-б. аналогию образа бога монотеистических религий не вполне удовлетворительны. В буддизме А.-б. считается не создателем вселенной, а символом духовного единства безначально существующего бытия; стремление осознать и описать образ А.-б. обнаруживается уже на ранних стадиях развития буддизма.

Слово «А.-б.» встречается впервые в «Манджушри-намасангити» (не позднее VII в.), но только в X—XI вв., в связи с распространением доктрины калачакры («колёса времени»), концепция А.-б. получила широкое распространение в Индии. До сегодняшнего дня А.-б. почитается в Непале и в странах Центральной и Восточной Азии. В Тибете в качестве А.-б. выступали Самантабхадра (в школе ньингмапа) и Ваджрадхара (в поздних школах), в Китае и в Японии — Вайрочана (или Махавайрочана).

Литература
:
Encyclopaedia of Buddhism, v. 1, fasc. 2, Ceylon, 1963, p. 213—19;
Guenther H. V., The tantric view of life, Berk—L., 1972.