Три эпохи
Разговор в пятом веке
— Говорят, шелк не растет на деревьях — его прядут гусеницы.
— А алмазы появляются из яиц? Не обращай внимания. Это очевидная ложь.
— Но ведь в дальних землях, несомненно, существует много чудес…
— Вот из такой жажды сверхъестественного и возникают всякие фантастические измышления, пользующиеся спросом у легковерных.
— А вообще-то, если вдуматься, подобные бредни, столь широко распространенные на Востоке, никогда не приживутся в нашем, логически мыслящем, цивилизованном обществе.
В шестом веке
— Приехал один человек с Востока и привез с собой каких-то червяков.
— Несомненно, шарлатан. Я полагаю, он утверждает, что они лечат зубную боль?
— Нет, забавнее. Он говорит, они могут «прясть шелк». Он говорит, что раздобыл их с риском для жизни и теперь демонстрирует при дворах в разных странах.
— Да он просто эксплуатирует поверье, устаревшее уже во времена моего прапрадеда!
— Что же мы с ним будем делать, господин?
— Брось его дьявольских червяков в огонь, а его бей, покуда он публично не отречется от своей ереси. Такие как он на редкость обнаглели. Нужно продемонстрировать им, что мы здесь, на Западе — не какая-нибудь темная деревенщина, готовая поверить любому проходимцу с Востока.
В двадцатом веке
— Так ты говоришь, что знаешь нечто, известное на Востоке, чего здесь, на Западе, мы еще не открыли? Ну, это говорили еще много тысяч лет назад. Но в нынешнем веке ум человеческий поистине открыт всему новому. Так что, пожалуй, попробуем. Ну, давай, продемонстрируй что хочешь — у меня до следующей встречи пятнадцать минут. Или, если тебе угодно, можешь представить свои соображения в письменном виде. Вот тебе лист бумаги.