Шкала эмоций: страх

Шкала эмоций: страх

СТРАХ (1.0)

«Так, Фред, потише. Будь осторожен, там машина, Фред. Лучше перейди на внутреннюю полосу, Фред. Нам нужно повернуть через восемь кварталов отсюда. Собака может убежать. Осторожно, Фред!» (вопль)

Водитель в панике (от вопля, а не от какой-нибудь внешней угрозы) и жмет на тормоза, его чуть не протаранил автомобиль сзади. Все на нервах.

Страх.

У этого тона много личин. Он соскальзывает вниз, чтобы проявить себя как человек в Сочувствии (кто боится нанести вред другим) и Задабривании (где мы видим странное проявление: человека, пытающегося откупиться от воображаемой опасности задабривая), и он незаметно крадется вверх по шкале тонов, чтобы спрятаться за тонами Скрытой Враждебности и Отсутствие Сочувствия.

Большинство людей скрывают некоторые конкретные, временные страхи. Мы видим грубого, развязного студента, который превращается в дрожащую бабочку в кресле самолета. Мы видим домохозяйку, которая имеет мужество быть матерью логова Волчат-Скаутов, но которая вздрагивает при виде безобидной змеи. Мы видим, как буйволиная мощь промышленного воротилы тает и превращается в безвольный ужас, когда ему приходится произносить речь. Хотя они и неразумные, эти страхи редко бывают хроническими, поэтому это не показывает, что человек — 1.0.

Есть время для страха, также как есть и время для радости или горя. Это вполне оправдано, когда есть опасность, как, например, в горящем доме или в такси Нью-Йорка. Тогда это выживательно.

Сильный Страх (разумный или неразумный) заставляет сильно биться сердце, вызывает холодный пот или дрожь. Это может быть страх реальной смерти, повреждения или даже безобидной угрозы. Полный ужас это высочайший уровень Страха. На низком уровне, мы видим Страх выраженный в виде непомерной робости, чрезвычайной застенчивости или необоснованной подозрительности. Мы видим человека, который легко становится косноязычным, избегает людей, подпрыгивает от хлопанья двери.

ХРОНИЧЕСКИЙ СТРАХ

Человек в хроническом Страхе живет все время в одном или другом из этих проявлений. Он постоянно напуган; все кругом опасно. Он боится быть. Он боится иметь вещи (ведь он может потерять их). Его решение — быть осторожным в отношении всего в жизни. Поэтому, находится ли он в ужасе, небольшом беспокойстве, опасении или неуверенности, он в тоне Страхе на шкале тонов. Он говорит о страшных вещах, действительных или воображаемых.

В Горе мы видим беспокойство, которое принимает мягкую форму («О, дорогой, как же с этим справиться? Я просто не знаю, что мне делать»), но в более высоком тоне Страха человек пытается урегулировать все беспокойства. Конечно, он совершенно неэффективен, но он очень старается.

РАССЕИВАНИЕ

Этот человек разбросан — как бумажный носовой платок, который прокрутили в стиральной машине. Он пытается быть где-нибудь еще — где угодно еще. Он летает с места на место, физически и в мыслях. Его внимание перепрыгивает с одного предмета на другой. Его речь как кузнечик прыгает с одной темы на другую.

Иногда (не всегда) вы видите это рассеивание в его глазах, когда он разговаривает с вами — они бегают туда, сюда, вверх, вниз — куда угодно, только не прямо на вас. Он не может на вас смотреть.

УГРОЖАЮЩАЯ ЖИЗНЬ

Страх осторожен, потому что он знает, что почти все вокруг угрожает ему. Я как-то знала одного мужчину, который настаивал на том, чтобы все двери и окна в его доме были закрыты, и днем и ночью. Он звал свою жену по несколько раз на дню, просто чтобы посмотреть все ли в порядке. Если случалось так, что она наносила внеплановый визит соседке, он обзванивал каждый дом в квартале, пока не находил ее. Его речь была усыпана фразами типа «Осторожность не помешает», «Никогда не знаешь, что может произойти» и «Не стоит рисковать». Там, где более высоко-тонный человек будет планировать атаку на вражеские силы. Страх всегда планирует защиту (если он в верхней зоне) или отступление (если он в нижней зоне Страха).

Когда на другом конце города происходит ограбление. Страх вешает дополнительные замки на свои двери. Если он живет в Миннесоте, но узнает, что в тропиках появился совершенно новый вид комара, он начинает об этом беспокоиться. Его внимание летает по всей вселенной, в попытке предусмотреть любую возможную опасность. Если вы думаете, что в Страхе не так уж много людей, то позвольте мне напомнить вам, уже знаменитую радиотрансляцию Орсона Уеллса «Война Миров» в 1938 г., реалистичный, но фантастический отчет о «вторжении» Марсиан. Около миллиона слушателей пропустили три сообщения о том, что это выдумка и впали в панику. Телефонные линии были безнадежно загружены и люди стали выбегать на улицы. Человек в Страхе очень доверчив и легковерен в отношении вселяющих страх вещей. Он выборочно слышит только общение своего уровня.

Красноречивый страховой агент считает счастливым день, когда он встречает человека в Страхе — бедняга купит все.

ПРИГОРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Он боится потерь, поэтому он ходит, постоянно опасаясь плохих новостей — новостей о потерях. Он боится услышать, что его дом сгорел; он полон предчувствий, что его уволят; он интересуется, не умрет ли кто-нибудь; он беспокоится о том, что жена может уйти от него.

Я однажды жила через улицу от пары в Страхе. Его лицо порезали глубокие морщины беспокойств, совершенно лысый в 29 лет (я не знаю, относится ли это к делу, но все равно я это отмечу). Он и его жена постоянно беспокоились о микробах, болезнях, плохом здоровье, кражах, несчастных случаях и бедствиях. Упомяни что-нибудь страшное — они начинают бояться этого. Перед тем как отпустить детей поиграть, они упаковывают их как эскимосов из-за боязни, что они подхватят простуду. Интересно, что два их мальчика страдали от простуд и других болезней больше чем другие дети в этом же квартале. В одно тихое воскресное утро я увидела этого соседа осторожно выходящим из своего дома. Тщательно проверив закрыта ли дверь, и убедившись в этом, он пошел к гаражу и открыл его. Открыв машину, он выехал к воротам, которые он так же открыл. Он вывел машину за ворота, вернулся к гаражу и запер его, спустился по подъездной дороге, повесил цепь с висячим замком обратно на ворота и уехал. Удивленная, я подумала: он, должно быть, уезжает на месяц. (Мы ведь жили не в сердце криминального района, понимаете. Самое серьезное преступление в этом тихом пригородном обществе за последние шесть месяцев произошло, когда один трехлетний малыш укатил с трехколесным велосипедом другого трехлетнего мальчика). Однако десять минут спустя, сосед вернулся с воскресными газетами. Он открыл ворота, гараж и повторил всю процедуру по закрыванию в обратном порядке. Этот малый мог бы посрамить систему безопасности Форт-Нокса.

Мы все еще жили с ними по соседству, когда однажды вечером к нам зашел коммивояжер, предлагая купить противопожарную систему сигнализации. Мы отказали ему, но, после того как он ушел, я подумала: если бы он зашел в дом напротив, они наверняка купили бы.

Ну и что же вы думаете, он зашел и они таки купили.

ЛЮБОВЬ И ДЕТИ

В 1.0 любовь проявляется как подозрительность к предложениям любви. Филберт предлагает Белинде свое обручальное кольцо. Вместо того чтобы охотно принять ею, она интересуется: «Что это значит?» Он говорит ей, что любит ее и она хочет знать, что это значит на самом деле: «Я не хочу говорить, что люблю тебя, может оказаться, что это не так».

От партнера в Страхе не дождешься особо много свободы в любви. Он слишком осторожен, чтобы быть естественным.

Родители в Страхе очень сильно воздействуют на своих детей. Я знала женщину, которая на самом деле пряталась в шкафу своей спальни, если где-нибудь была гроза. Этому ее научила боязливая мать. Я знала еще одну женщину, которая боялась кошек: «Моя мать всегда говорила, что они опасны. Знаешь, полагают, что они разносят все виды заболеваний, по крайней мере так говорила мне Мама».

Страх — заразная эмоция. Если только ребенок сам не потрудится проверить все эти ахи-страхи, ребенок вырастает убежденным, что почти все вокруг опасно.

НА РАБОТЕ

Человек в Страхе работает с пренебрежением. Он постоянно беспокоится о том, как защитить себя. Он боится принимать решения, волнуется из-за новых проектов и изобретает поразительные непреодолимые препятствия любому новому плану. «Сейчас опасно выходить на этот рынок. Мы можем потерять последнюю рубашку», «Я боюсь, что нас привлекут за нарушение соглашения о патентах, если мы попробуем это сделать». «Это была бы прекрасная идея, если бы она не была слишком рискованной».

Убежденный, что для преодоления своих воображаемых барьеров необходимы огромнейшие усилия и энергия, он скорее избавится от них, чем будет им противостоять. Поэтому он изобретает причины, по которым он не может выполнять работу.

Он пытается во что бы то ни стало избежать ответственности (он считает, что это ему навредит): «О, нет, вы же не собираетесь взвалить на меня это задание. Каждый переложит ответственность на меня. И я буду виноват во всем, что пойдет не так».

Несмотря на то, что он лучше, чем все тона ниже его, у вас здесь есть большая вероятность того, что работа будет выполнена плохо.

ТРИ УРОВНЯ СТРАХА

Страх представляет собой точку пересечения по принятию решений. В нижней части Страха, человек боится делать. Отступая, в движении. он мастер по избеганию. На верхнем уровне Страха человек боится не делать. Он защищается от любой возможной неожиданности. В середине тона Страха мы находим абсолютное может быть. Здесь человек заморожен в нерешительности; он не может принять решение.

Это не апатичная нерешительность Горя («Я просто не знаю что делать»). В Страхе человек активно колеблется между «Стоит?» или «Не стоит?»

Когда более высоко-тонный человек достигает этого уровня шкалы, он находит его некомфортным. Здесь мы видим девушку, которая столкнулась с необходимостью выбора между двумя подходящими мужчинами. Они оба нравятся ей; она не может решить; она колеблется туда-сюда. В конце концов, эта нерешительность становится настолько болезненной, что она импульсивно делает выбор (она может даже убежать с третьим мужчиной, совершенно неподходящим). Что угодно, только бы уйти от этого «может быть». Некоторые люди в Страхе, однако, годами живут в нерешительности — ожидая какого-нибудь случая, который перевесит чашу весов. Такой индивидуум боится быть правым и он даже не осмеливается быть неправым. Он боится и того и другого. Он не может связать себя. Он не может планировать будущее и он не может смотреть в лицо настоящему. Если вы просите его назначить вам встречу заранее за несколько дней, он не сможет: «Перезвони мне позже. Посмотрим, что получится». (Чем выше человек по тону, тем более охотно он связывает себя с чем-нибудь в будущем.)

Здесь мы находим пару, которые встречаются в течение семнадцати лет, потому что они боятся пожениться. Это тот, кто хочет уйти с работы, но не может собраться духом; он стареет в ожидании правильного импульса. Здесь же жалкий брак, которой продолжается, потому что ни один из партнеров не набирается храбрости разрешить или закончить его.

НАДЕЖДА

Надежда это чудесное качество, когда она сразу же превращается в конкретные планы, действия и исполнения. Каждый великий деятель начинает с мечты. Однако в Страхе мы находим пустоту слепой надежды — беспощадный убийца инициативности. Он не двигается вперед, он не сдается. Он просто откладывает, живя сегодняшним днем. Это слишком страшно, поэтому он ждет, что что-нибудь произойдет. Что же это что-нибудь? Я не знаю. Я знаю людей, которые ждали годами, но «это» так и не случилось. Они проводят свои жизни в умственных чемоданчиках; они никогда не распаковываются и не обосновываются где-нибудь и они никогда не снимаются с места и не уезжают куда-нибудь. Они ждут. Они грезят наяву. Они мечтают. Следующий момент, следующий час, следующий день, несомненно, принесут то волшебное что-то, что растворит все сомнения.

Это слепая надежда. Ожидание. Нерешительность. Это смертельный центр Страха.

Страх это последняя из мягких эмоций. Теперь мы оставим чавкающие болота и отправимся в путь сквозь участок с колючей проволокой…

Рут Миншул