Шкала эмоций: задабривание
ЗАДАБРИВАНИЕ (0.8)
Несколько лет назад старый друг семьи часто приглашала меня к себе домой на обед после работы. Она была заботливой, щедрой и прекрасной кухаркой. Я удивлялась, почему я чувствовала себя подавленно после этих визитов? Однажды вечером, придя па обед, я предложила помочь ей на кухне. «О, я думаю не стоит» — сказала она, — «Ты выглядишь усталой. Почему бы тебе не лечь на кушетку и не отдохнуть пока?» Обычно я противилась ее заботам, но в тот вечер я решила уступить. Я легла па кушетку как она предложила. Вскоре она появилась с шерстяным одеялом. Через некоторое время она принесла мне подушку. Она возвращалась несколько раз, беспокоясь обо мне и интересуясь удобно ли мне. Когда обед был готов, она предложила принести мне его на подносе, чтобы я могла не вставать. К этому времени я поняла, что если я пробуду здесь слишком долю, я превращусь в инвалида, не смотря на то, что несколько часов назад я сама вошла сюда через дверь — довольно счастливый, здоровый двадцати трех летний человек. Возможно, вы не сможете убить кого-то добротой, но человек в Задабривании попытается.
Он пытается завязать дружеские отношения, чтобы добиться чьей-нибудь благосклонности. Он предлагает сам свои услуги, свой талант, свое время, свою собственность или свое мироздание. И кажется, что он ничего не требует взамен. Ну, и что же в этом плохого? Не такого ли человека мы все время ищем — кого-то, кто будет обслуживать нас, и дарить приятные сердцу безделушки? Ведь великодушие и бескорыстие как-никак хорошие качества?
СКРЫТОЕ НАМЕРЕНИЕ
Положение этого тона — парадокс, потому что он, на первый взгляд, вызывает восхищение. Конечно, для щедрого человека есть место -высоко на шкале тонов. Наверху шкалы мы находим, что человек часто дает больше, чем получает, он меньше нуждается. Высоко-тонная помощь и великодушие мотивированы искренним намерением улучшить ситуацию. Именно намерение определяет разницу. Компульсивное Задабривание, которое мы находим в 0.8, мотивировано намерением остановить.
Оно низко-тонное
Задабривание это в действительности часть диапазона Страха (который простирается от 0.8 до 1.2 на шкале). Однако, человек в этом тоне, не осознает свой страх. Он хранит воспоминания о Горе и поэтому пытается купить себе благосклонность, чтобы снова не опуститься в Горе. Его задабривание предназначено для того, чтобы защитить себя от плохих последствий. Он может допустить только очень маленькое воздействие на себя. Попытайтесь-ка разок дать ему что-нибудь в обмен. Я была знакома с соседкой в Задабривании, которая часто помогала мне — сидела с ребенком, но отказывалась принимать ответные услуги или деньги. Однажды она пожаловалась мне, что парикмахерские услуги сейчас дорогие, поэтому я предложила подстричь ее троих мальчиков. Мне казалось, что это прекрасная возможность отплатить ей за ее доброту, и я была счастлива, когда она приняла мое предложение. Однако спустя несколько дней она сделала мне подарок вдвое дороже стоимости стрижек. И я реплик прекратить эту игру в парикмахерскую до того, как она разорится.
ОСТАНОВИТЬ КОГО-НИБУДЬ
Чтобы остановить кого-нибудь давайте ему большое количество (не заработанных) вещей, которые он считает желательными; обслуживайте его, делайте для него что-нибудь. Чем больше мы даем кому-нибудь, тем менее счастливым он становится. Почему? Потому что это останавливает его способность самому заработать эти вещи. Получив слишком много, он либо убегает (если у него есть стремление к выживанию) или скатывается в Апатию, более не уверенный, что способен сам себя обеспечивать. Жена в 0.8 будет пытаться остановить своего мужа (чтобы он не уходил, не критиковал ее или чтобы она ему не разонравилась) начищая ему туфли, готовя его любимую еду и преданно служа ему. Таким образом, даже когда он в плохом настроении, он вынужден согласиться, что она «хорошая жена». Муж в Задабривании действует похожим образом: как только его жена набирается смелости уйти от него, он приносит ей в подарок уютную норковую шубку.
РОДИТЕЛИ
Родители в задабривании неосознанно создают слабого ребенка. Младшенький собирается вырваться из дома, он планирует поездить по миру. Папа говорит: «Я все думаю купить тебе машину, сынок.
Какую бы ты хотел?» Если сын достаточно слаб, чтобы блеск желтого металла ослепил его стремления, он попадется в эту ловушку. Вскоре отец скажет: «Может быть, после того как ты это обдумаешь, ты захочешь заняться бизнесом со мной. Ты вряд ли сможешь поступить лучше. Ты не будешь испытывать ни в чем недостатка».
И если парень соглашается на основании того, что он с этого получит, а не из-за искренней заинтересованности в бизнесе, он остановлен. Это самый короткий путь вниз к Апатии.
Я видела, как это произошло с блестящей, веселой девушкой. По случаю окончания школы родители дарят ей маленький уже раскрученный магазин. Но они никогда, однако, не оставляют ей подарок. Они по-прежнему крутятся возле, помогая ей, напоминая о всяких мелочах, о которых обычно забывают. Когда эти предостережения из добрых побуждений начинают доставать, она говорит: «Я же не просила этот бизнес».
Большую часть времени она находится около Апатии, вся ее искрометность ушла. Она уже почти забыла, что же там она планировала сделать в этой жизни.
Если отец работает девятнадцать часов в день, потому что это доставляет ему удовольствие, это прекрасно. Если же он работает так, чтобы его дети «никогда ни в чем не нуждались», это ненужная доброта. Ребенок у чрезмерно потакающих родителей становится ленивым, он валяется не желая работать и чувствует, что мир должен обеспечить его выживание. Его ранние попытки помочь были подавлены, ему все очень легко достается; зачем работать? Он разрабатывает такую удобную философию: «Если он хочет дать мне денег, пусть дает. Ему от этого только лучше». Если ребенок выше по тону, он уходит, отказываясь от дальнейшей помощи. Когда это происходит, родители опускаются примерно до Горя и причитают: «Как он может быть таким неблагодарным, после того, что мы для него сделали?»
Родители, которые высоко на шкале, позволяют своему ребенку испытать чувство собственного достоинства от работы и учиться самому обеспечивать свои нужды. Парень чувствует себя прекрасно-он чего-то стоит.
ПОДНИМАЯСЬ ИЗ ГОРЯ
Тон 0.8 хорош, когда ты просто проходишь через него Когда человек, опечаленный недавней потерей, перестает испытывать жалость к себе и начинает интересоваться вами (возможно спрашивая о вашем здоровье или предлагая вам чашечку кофе), это хороший знак. Однажды я читала статью, которая обещала раскрыть секрет «как быть счастливым». Автор описывал несколько случаев горюющих вдов, которые нашли счастье в том, что стали интересоваться другими людьми, которым было еще хуже. Некоторые из них пошли работать в больницы; другие обучали отсталых детей или присоединились к группам благотворительности. По существу, она учила читателей интересоваться больше другими, чем собой. Хороший совет для Горя; но, если человек расположился в хроническом Задабривании, он никогда не найдет этого обещанного счастья.
ДАВАТЬ И БРАТЬ
Главная причина, по которой Задабривание опускает высоко-тонного человека вниз по шкале — это потому, что поток идет только в одном направлении. Мы, люди, чувствуем себя более здоровыми и счастливыми, когда мы приводим в надлежащий баланс то, что мы даем и что получаем. Одно время я заходила к подруге, которая всегда предлагала накормить меня Иногда, поев до этого, я отказывалась. Это никогда ее не останавливало; она всегда что-нибудь готовила и если я не ела, она чувствовала себя бесполезной. Это еще один способ остановить человека, закормив его так, что он не сможет двигаться.
БИЗНЕС
На первый взгляд может показаться, что Задабривание как раз тот человек, которого следует нанимать. Он будет работать практически даром и целиком отдавать себя делу. Это не так. Хотя он выставляет на показ высокое чувство долга, он не эффективен в работе. Он делает ошибки, разваливается во время напряженной ситуации и попытается раздарить весь ваш бизнес. Большинство низких тонов расточительны, но Задабривание просто обязан это делать; это его песня. Он придумает и разошлет тонны неэффективной рекламы. Он поместит дорогие объявления в газеты, в которых не будет адреса компании. (Я знаю женщину из Детройта, которая завалила три деловых проекта в прошлом году. Недавно она открыла еще один магазин. Она провела большую, дорогостоящую рекламную компанию в газетах, в которой ярко описала свой продукт и точные часы работы, но не удосужилась упомянуть название или адрес магазина!) Задабривание будет раздавать премии и не будет заботиться о том, чтобы развивать дело. Он будет предлагать ваши услуги за «здорово живешь», когда вы не можете себе это позволить. Он будет рассылать приглашения на распродажу, которые дойдут до адресата два дня спустя после нее. Он предложит тщательно разработанные схемы «зарабатывания денег», которые будут стоить вам состояния. Он должен тратить в большом количестве. Он раздарит вашу прибыль так же, как раздаривает себя.
ГРУППЫ ЗАДАБРИВАНИЯ
Целые пласты общества объединяются вместе в этом тоне, особенно в благотворительные общества и правительственные организации, которые существуют, чтобы заботиться о растоптанных. И это здорово, если они помогают неудачливому индивидууму восстановить уверенность в своих силах. Но те благотворительные общества, которые жертвуют не реабилитируя, помогают неудачникам оставаться внизу. Таким образом, мы приходим к двум группам: 1)те, кто стремиться отдавать и 2) ГореАпатия, которые плачут, что не могут найти работу, никогда не используют свой шанс и хотят, чтобы кто-нибудь позаботился о них. Может показаться, что две эти группы могли бы прекрасно удовлетворять друг друга. До некоторой степени это так, но они также тратят слишком много времени, пытаясь пристыдить высоко-тонных людей и заставить их играть в их игру; и они посвящают себя получению налоговых денег и благотворительных взносов для низко-тонных попыток «помочь». Чем больше программ безвозмездной финансовой помощи мы поддерживаем, тем больше осыпается уверенность в себе индивидуума и мы катимся под гору как общество. Это не означает, что мы должны давать пинок человеку, который катится вниз. Но мы также не должны накрывать его шерстяным одеялом. Поставьте его на ноги. Благотворительность, которая обеспечивает физическое выживание, но при этом терпит неудачу в восстановлении независимости индивидуума и его уверенности в себе — самая жесточайшая вещь; это удерживает его на дне шкалы, просящим подаяния. По этой причине, большинство массовых программ улучшения благополучия не могут решить проблему нищеты и безработицы. Они на самом деле вскармливают эти бедствия. Мы частично прекращаем выживать, как общество, когда пытаемся удовлетворять только потребности тела. Еда, тепло и убежище могут удовлетворить нужды животного, но человеку требуется чувство собственного достоинства.
УМИРОТВОРЕНИЕ
Так как 0.8 это в основном тон умиротворения — тон используемый для остановки — он наиболее часто используется даже высоко-тонными людьми, чтобы успокоить Гнев и Горе. «Если я буду с ним любезен, может быть он не причинит мне вреда». Или: «Ну-ну, не плачь, я дам тебе булочку». Это продавец, который первый раз обслуживает шумного, разгневанного покупателя. Здесь и университет, который уступает нескольким инакомыслящим студентам, чтобы избежать проблем. Здесь и глава компании, который сдается под угрозой применения силы со стороны профсоюзов. Здесь и правительство, которое идет на уступки тем, кто громче всех вопит и забирает у тех, кто тихо продолжает делать свою работу и приносит наибольшую пользу. Постоянно потакая шумным, непродуктивным. Задабривание удерживает и дающих и получающих внизу шкалы.
ВЫВОДЫ
В глубоком страхе, 0.8 использует нежные слова или делает дорогие подарки. Кажется, что он просит лицензию на выживание, но им всегда движет стремление остановить. Не давайте одурачить себя внешней добротой. Он любезничает, чтобы защитить себя от опасного воздействия. Он суетится по жизни, поддерживая слабую веру в то, что если он будет делать «хорошо другим», то и у него будет все хорошо. Он будет пытаться удержать вас от высоко-тонных поступков. Он хочет, чтобы вы были в Апатии, где вы не сможете навредить ему. И это по большому счету все, что не так с Задабриванием, ему нужно удерживать кого-нибудь ниже себя, чтобы «присматривать». Давайте выползать из этой прелестной ловушки.
Рут Миншул