Спиноза

Спиноза

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) — нидерландский философ.

Согласно Спинозе человек — целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами (богом, идентичным природе). По его мнению, порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей (Этика, 1677).

Воля, как и остальные психические процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия ее свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причем чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению.

Оно выражено в особом духовно-телесном акте — влечении, которое совместно с двумя первичными эмоциями — радостью и печалью лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к действию, печаль ограничивает ее. Спиноза полагал, что объективно-психологический подход дает возможность рассматривать чувства с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низшим видом знания является сенсорно-ассоциативный (чувственный опыт), более высоким — рациональное знание, высшим — интуитивное.

Идея Спинозы о психофизическом монизме (в противовес психофизическому параллелизму и психофизическому взаимодействию) была воспринята гештальтпсихологией, его трактовка влечения (побуждения, афферентивность которого нейтрализуется сознанием) повлияла на психоанализ. На Спинозу ориентировался Л. С. Выготский в критике дуалистической теории аффектов и мотивов поведения.