Ле Бон

Ле Бон

Ле Бон Гюстав (1841-1931) — французский социолог, социальный психолог и антрополог, автор трудов по теоретической и экспериментальному естествознанию.

В области философии природы развивал идеи энергетизма. Отстаивая принцип расового детерминизма, Ле Бон доказывал неравенство различных рас и ведущую роль расовой принадлежности в развитии цивилизации. Он обосновывал преимущества социального устройства, основанного на наследственно-аристократической форме правления и соответствующих привилегиях: с этих позиций резко критиковал идеи социального равенства, демократии, а также социализма.

Все достижения цивилизации, по Ле Бону, являются результатом деятельности аристократической элиты.

Ле Бон разработал одну из первых теорий массового общества. На его взгляд, современное человечество вступает в эру масс, несущую упадок цивилизации. Массу он отождествлял с широко понимаемой толпой, которая становится главным фактором современного социального и культурного развития. Усиление значения толп в современную эпоху обусловлено промышленной революцией, ростом городов и развитием средств массовой коммуникации. Толпы делятся на разнородные (уличные толпы, парламентcкие собрания и т.п.) и однородные (секты, касты, классы).

Толпа (масса) — иррациональная разрушит, сила; поведение индивидов в ней носит эмоциональный и бессознательный характер и подчиняется действию закона духовного единства толпы. В толпе поведение индивида резко изменяется: им овладевает ощущение непреодолимой анонимной силы, нетерпимость, догматизм; одновременно он утрачивает чувство личной ответственности.

Основное значение в развитии общества и культуры Ле Бон приписывал изменениям в идеях, которые внушаются массам немногими вожаками посредством утверждения, повторения и заражения. Полит, революции он считал проявлениями массовой истерии, а среди лидеров революционных движений отмечал часто встречающиеся признаки психопатологии.

Несмотря на односторонний и поверхностный характер некоторых взглядов Ле Бона, они оказали существенное влияние на развитие теорий массового общества и массовой культуры, а также стимулировали интерес исследователей к изучению массовых сообществ и механизмов массового поведения.