Толкование сновидений. Символы сновидений
Проблема символики значительно шире, чем теория сновидений. С одной стороны, это общекультурная проблема, с другой — общепсихологическая. В конечном счёте любая культура – это комплекс общепринятых значений, символов… Но именно проблема символики является «мостиком» между различными психоаналитическими теориями – от Фрейда до Лакана. Ещё один комплекс проблем связан с общими элементами в символике сновидений, мифов, а также символизме некоторых патологических форм мышления при психозах. Об «архаических элементах» в сновидении пишет сам Зигмунд Фрейд. Отто Ранк посвящает данной проблеме небольшую статью «Сновидение и миф». Наиболее подробно связь между символикой сновидений и мифами разработал Карл Юнг.
Но ещё до появления работ Юнга о коллективном бессознательном и вне всякой связи с психоаналитическими исследованиями Д. Фрезер и Э. Тайлор в своих исследованиях обратили внимание на сходство символов и ритуалов у различных, культурно изолированных друг от друга народов. Достаточно упомянуть хотя бы символику «праха» (земли, глины) при сотворении человека. Эти работы вплотную подходят к мысли о том, что «константная символика» — не плод воображения психоаналитиков. Её следует изучать (и изучают!) в контексте проблемы «универсального языка бессознательного». Это одновременно язык символов и язык тела. В сновидениях здорового человека различные внешние объекты выступают символами органов человеческого тела, у больного , напротив, симптом дисфункции того или иного органа символически выражает сложную психическую проблему. В творчестве, в частности в поэтическом, окружающий мир принимает антропоморфные черты. При этом чаще всего поэтическое воображение отталкивается от зрительного впечатления: Лиловый лес на заднем плане, седого облака вихор» (Б. Пастернак). Процесс формирования символов психоаналитическая теория считает первичной функцией, первичным процессом бессознательного. Именно в этом выражается так называемый постулат символики.
Следует отметить, что Фрейд определял процесс символизации чрезвычайно просто: «Превращение мысли в зрительные образы» («мышление зрительными образами») …Напомним, что далеко не все образы сновидения являются символами, и сновидения используют не только зрительный, но и словесный материал.
В заключение напомним, что Фрейд никогда не призывал к непосредственной, прямой трактовке символов. Лишь свободные ассоциации могут указывать на символическое значение того или иного элемента сновидения. Сама по себе «константность» символа делает его надличностным и транскультурным. Направленность же психоанализа – сугубо личностная.
Непосредственная дешифровка сновидений по «Соннику Зигмунда Фрейда», равно как и немедленное разъяснение больному смысла его психологического симптома, соответствует так называемому дикому психоанализу. Термин этот предложил сам Фрейд, столкнувшись с тем, что неквалифицированные психоаналитики «с плеча» сообщают больному азы психоанализа, вместо того, чтобы помочь пациенту осознать свои проблемы.