Задатки и способности

Задатки и способности

Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Теплов Б.М.: 3 основных признака способностей:

1. индивидуально-психологические особенности;

2. определяющие успешность выполнения деятельности;

3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Маничев С.А.:

1. Склонность к какой-либо деятельности, мотивация;

2. Темп обучения каким-либо ЗУН;

3. Наличие границ способности;

4. Нестандартность результатов;

5. Мера общественного признания;

6. Помехоустойчивость;

7. Уровень обобщенности, перенос.

Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.

Эмпирические признаки способностей:

1. Уровень продуктивной деятельности;

2. Скорость научения;

3. Индивидуальный характер выполнения действий (оригинальность);

4. Раннее проявление высоких результатов (не всегда);

5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.

Рубинштейн С.Л.: способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека — внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Виды способностей: общие — связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные — связаны с условиями отдельной деятельности.

Условия развития способностей:

1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;

2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

— простая деятельность — снижение интересов;

— очень сложная деятельность — снижение темпа, мотивации.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).

Способности к задаткам не сводятся, задатки — одна из посылок для формирования способностей.

Рубинштейн: задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов.

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение).

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность — способность к обучению — и специальная — высокий уровень специальных способностей (особенно высокие — талант и гениальность).

Талант — это способность к достижению высшего порядка.

Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое:

— незаурядность в различных областях + доминирующая сторона;

— осознание способности;

— включенность способности в характер.

Показатели одаренности:

— темп и легкость усвоения материала;

— широта переноса;

— время проявления;

— соотношение результатов с условиями.

Факторы, влияющие на развитие способностей:

— исходная предпосылка — врожденные задатки;

— время выявления;

— развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;

— всестороннее развитие интересов и способностей;

— соперничество и сотрудничество.