Четвертый путь и йога

Четвертый путь и йога

Вопрос: Чем ваша система отличается от философии йоги?

Ответ: Йогины — идеалисты, а мы — материалисты. Я — скептик. Первое предписание, начертанное на стене Института, гласит: «Не верь ничему, даже себе». Я верю только тогда, когда имею статистические доказательства, т.е. когда получаю один и тот же результат снова и снова. Я учусь и работаю для руководства, а не для веры.

Постараюсь объяснить вам кое-что схематически; но только не принимайте объяснение буквально, а постарайтесь понять принцип.

Кроме уже известного вам закона трех, существует закон семи, который утверждает, что нет ничего, что оставалось бы в покое; каждая вещь движется или в направлении эволюции, или в направлении инволюции. Для обоих движений существует какая-то граница. В каждой линии развития есть две точки, где оно не может продолжаться далее без внешней помощи. В двух определенных местах нужен добавочный толчок, исходящий от внешней силы. В таких точках движение нуждается в подталкивании, иначе оно не сможет продолжаться. Мы обнаруживаем закон семи повсюду — в химии, физике и т.п.; закон семи действует во всем.

Лучший пример закона семи — строение музыкальной гаммы. Возьмем для объяснения музыкальную октаву. Начнем с «до»; между «до» и следующей нотой существует полутон, и «до» способна перейти в «ре». Таким же образом «ре» способна перейти в «ми» Но «ми» не обладает такой возможностью, поэтому для ее перехода в «фа» должно сообщить ей толчок нечто внешнее. «Фа» способна двигаться к «соль», «соль» к «ля», «ля» — к «си». И точно так же, как в случае «ми», «си» нуждается во внешней помощи.

Всякий результат представляет собой «до» — не как процесс, а как элемент. Каждое «до» содержит в себе целую октаву. Есть много музыкальных инструментов, которые могут создать семь нот из «до»; и нота, составленная из этих семи, оказывается «до». Каждая единица содержит в себе семь единиц, и ее можно разделить еще на семь единиц; разделив «до», мы снова получаем «до», «ре», «ми» и так далее.

Эволюция пищи: Человек представляет собой трехэтажную фабрику. Мы сказали, что существует три вида пищи, входящие туда через три разных двери. Первый вид пищи — то, что обычно называют пищей: хлеб, мясо и т.п.

Каждый вид пищи — это «до». В организме «до» переходит в другие ноты; каждая «до» обладает возможностью перейти в «ре» в желудке, где пищевые вещества меняют свою вибрацию и плотность. Эти вещества претерпевают химические превращения, смешиваются и, благодаря особым сочетаниям, переходят в «ре». «Ре» также имеет возможность перейти в «ми». Но «ми» уже не в состоянии развиваться сама по себе, и ей на помощь приходит пища второй октавы. «До» второго вида пищи, т.е. «до» второй октавы, помогает «ми» первой октавы перейти в «фа», после чего ее эволюция может продолжаться и дальше. В свою очередь, вторая октава тоже требует в сходном пункте помощи со стороны более высокой октавы. Она получает помощь от ноты третьей октавы, т.е. от третьего вида пищи — октавы «впечатлений».

Таким образом, первая октава развивается до «си». Конечная субстанция, которую способен, выработать человеческий организм из того, что обычно называется пищей — это «си». Значит, эволюция куска хлеба достигает «си». Но у обычного человека эта «си» не способна к дальнейшему развитию. Если бы «си» могла развиваться и переходить в «до» новой октавы, возникла бы возможность построить внутри нас новое тело. Для этого требуются специальные условия. Сам по себе человек не в состоянии сделаться новым человеком; для этого необходимы особые внутренние сочетания.

Кристаллизация: Когда в организме в достаточных количествах накапливается специальный материал, он может начать кристаллизоваться, как кристаллизуется соль в воде, если ее окажется там сверх определенной нормы. Когда внутри человека накапливается большое количество тонкой материи, наступает такой момент, когда в нем может сформироваться и выкристаллизоваться новое тело — «до» новой, более высокой октавы. Это тело, часто называемое астральным, может сформироваться только из специальной материи; оно не в состоянии появиться бессознательно. Эта материя может возникнуть внутри организма и в обычных условиях, но тогда она тут же используется и выбрасывается.

Пути: Построение нового тела человека — цель всех религий и всех школ; у каждой религии для этого свой специальный путь, но их цели одни и те же.

К достижению таких целей есть много путей. Я изучил около двухсот религий; но если их классифицировать, я сказал бы, что существует всего четыре пути.

Как вы уже знаете, у человека имеется много специфических центров. Возьмем четыре из них: двигательный, мыслительный, чувствующий и формирующий аппарат.

Вообразите, что у человека есть квартира из четырех комнат. Первая комната — наше физическое тело; оно соответствует повозке из другой данной мною иллюстрации. Вторая комната — это эмоциональный центр, или лошадь; третья — интеллектуальный центр, или возница; четвертая это хозяин.

Каждая религия понимает, что хозяина нет, и каждая религия ищет его. Но хозяин может появиться только тогда, когда вся квартира обставлена. Прежде чем принимать посетителей, нужно обставить комнаты.

Каждый делает это по-своему. Если человек небогат, он обставляет понемногу каждую комнату в отдельности. Чтобы обставить четвертую комнату, нужно сначала обставить три другие. Четыре пути различаются друг от друга соответственно порядку, в котором обставляются три комнаты.

Четвертый путь: Четвертый путь — это путь «хайда-йоги». Он напоминает путь йоги, и в то же время кое-чем от него отличается.

Подобно йогину, «хайда-йогин» изучает все, что можно изучить. Но он обладает большими средствами познания, чем те, которые известны обыкновенному йогину. На Востоке существует обычай: если я что-то знаю, я рассказываю это только своему старшему сыну. Таким образом передаются некоторые тайны, и посторонние здесь не могут учиться.

Пожалуй, лишь один из сотни йогинов знает эти тайны. Дело в том, что имеется некоторое особо подготовленное знание, которое ускоряет работу на пути.

В чем же заключается различие? Объясню при помощи одного примера. Предположим, чтобы добыть некоторое вещество, йогину необходимо выполнить какое-то дыхательное упражнение. Он знает, что ему нужно лежать и дышать в течение определенного промежутка времени. «Хайда-йогин» также знает все, что знает йогин, делает то же, что и он. Однако у «хайда-йогина» есть особый аппарат, с помощью которого он собирает из воздуха элементы, требующиеся для его тела. «Хайда-йогин» сберегает время, потому что знает эти тайны.

Йогин тратит пять часов, а «хайда-йогин» — один час. Последний использует знание, которого нет у йогина. То, что йогин делает за год, «хайда-йогин» делает за месяц. И так во всем.

Все эти пути имеют одну цель — внутреннее преобразование «си» в новое тело.

Точно так же, как человек может построить свое астральное тело при помощи упорядоченного процесса, совпадающего с законом, он способен построить внутри себя третье тело и начать постройку четвертого. Одно тело появляется внутри другого. Их можно разделить, как бы посадить на разные стулья.

Все пути, все школы имеют одну и ту же цель; они стремятся к одному; но человек, вступивший на один из путей, может этого не понимать. Монах обладает верой и думает, что успеха можно добиться только на его пути. Цель известна лишь его учителю; но последний намеренно не сообщает монаху о ней, потому что, если бы ученик знал эту цель, он не работал бы так усердно.

Каждый путь имеет собственные теории, собственные доказательства.

Материя повсюду одна и та же, но она постоянно меняет свое положение и вступает в различные соединения. От плотного камня до тончайшей материи, каждое «до» имеет собственные эманации, собственную атмосферу; ибо каждая вещь или ест, или оказывается съеденной. Одна вещь питается другой; я поедаю вас, вы — его и так далее.

Все, находящееся внутри человека, или эволюционирует, или инволюционирует. Отдельное существо — это нечто такое, что в течение длительного периода остается свободным от инволюции. Каждое вещество, органическое или неорганическое, может быть и существом. Позднее мы увидим, что все является органическим. Каждое существо выделяет эманации, испускает некоторую материю. Это в равной степени относится и к Земле, и к человеку, и к микробу. Земля, на которой мы живем, имеет свои собственные эманации, свою атмосферу. Планеты — такие же существа, они тоже выделяют эманации; то же относится и к солнцам. Благодаря действию положительной и отрицательной материи, из эманации солнц образуются новые формации. В результате одного из таких сочетаний возникла наша Земля.

Эманации каждого из существ имеют свои границы. Поэтому любое место обладает различной плотностью материи. После акта творения существование продолжается, равно как и эманации. Здесь, на этой планете, действуют эманации Земли. планет и Солнца. Но эманации Земли распространяются только на определенное расстояние, а за его границами действуют лишь эманации, исходящие от Солнца и планет, но не от Земли.

В области эманации Земли и Луны материя более плотна: выше этой области

— тоньше. Эманации проникают во все сообразно своим возможностям. Таким образом они доходят и до человека.

Существуют и другие солнца кроме нашего. Так же, как я сгруппировал вместе все планеты, я теперь группирую все солнца, все их эманации. Далее, за ними. находится то, что мы не в состоянии видеть, но можем лишь говорить: мир более высокого порядка. Для нас — это последний пункт. Он также имеет свои эманации.

Согласно закону трех, материя постоянно вступает в разные сочетания, становится все более плотной, встречается с другой материей и уплотняется еще сильнее, изменяя таким образом все свои качества и возможности. Например, в высших сферах разум находится в чистой форме, а по мере нисхождения становится менее разумным.

Любое существо обладает разумом, является более или менее разумным. Если принять плотность Абсолютного за единицу, следующая плотность будет равна трем, т.е. материя окажется в три раза плотнее, потому что в Боге, как и во всем, существуют три силы.

Закон всюду одинаков. Плотность следующей материи будет в два раза больше второй и в шесть раз больше первой. Плотность следующей материи равна двенадцати, следующей двадцать четыре, далее плотность составляет сорок восемь. Это означает материю, в сорок восемь раз более тяжелую, в сорок восемь раз менее разумную и т.п. Мы можем знать вес каждой материи, если знаем ее место, а зная ее место, знаем, откуда появилась эта материя.