Слезы первоклассника
В 7-8 лет у ребенка меняются психологические установки. Так что нагрузка на психику недавнего дошкольника возрастает вдвое. “У ребенка меняется деятельность. Раньше он играл, гулял, отдыхал и при этом не нес никакой ответственности. Сейчас он занимается совсем другим: учится, многое должен помнить и успевать… Именно от смены действий возрастает психологическая нагрузка”, — поясняет детский психолог Ирина Николаева.
Некоторые дети начинают плакать, просятся “домой, к маме”. Стенания “Хочу к маме!” сменяют первоначальные восторженные крики “Хочу учиться!” Это время совпадает и с введением в учебный план уже более сложного материала. В октябре преподаватель видит, кто из первоклашек вырывается вперед, а кто не может за ними успеть. “В этот момент у многих впервые появляется нежелание ходить в школу. Мотивация проста: “У меня не получается!” — говорит учитель начальных классов с 40-летним стажем Ольга Филина. — У ребенка снижается самооценка. Взрослым очень важно заметить и не упустить этот момент. А дальше — правильно действовать”.
Во-первых, очень важно вовремя обратиться к психологу. Кстати, отмечает Ольга Филина, такой специалист есть сейчас в каждой московской школе, и важно не бояться к нему идти! Не надо испытывать предубеждения и считать, что к психологу водят только неблагополучных, проблемных детей. Напротив, именно профилактические беседы с психологом, в которых участвуют и малыш, и его родители, очень часто помогают избежать развития ситуации, когда проблема растет как снежный ком.
Во-вторых, важно и самим родителям вести себя правильно и не делать распространенных, к сожалению, ошибок. Самое главное — ваш малыш должен почувствовать, что он хороший и успешный. Помогите ему поднять свою самооценку!
Первоклашки начинают осваивать прописи, письмо, и у многих закорючки, буковки и цифры получаются с трудом. “Не надо заставлять ребенка работать еще больше! — советует педагог Ольга Филина. — Напротив, ни в коем случае не делайте учебу наказанием! Это грубая ошибка! У малышей и так напрягается рука, они еще только учатся писать. Для них это тяжелый труд, выматывающий и психологически. Если их еще и дома мучают: “Ну вот, не умеешь — сиди пиши еще!”, то будет только хуже. Количество, поверьте, не переходит в качество в этом случае. Напротив, лучше мягко настроить ребенка.
Не заостряйте внимание на неудачах в тетрадке. Переключитесь на то, правильно ли сидит малыш за столом, ровно ли держит спинку, удобно ли пальчики захватили ручку или карандаш. Следите лучше за этим. А еще за тем, чтобы расстояние от глаз до стола было достаточным, чтобы ребенок не наклонялся к тексту, чтобы тетрадь лежала наискосок. А ошибки в тетради — совсем не страшно. Пусть ошибается. И не приучайте ни ребенка, ни себя сидеть с ним и выводить вместе каждую палочку”.
Читать, советует учитель, тоже из-под палки не нужно. Достаточно, если ребенок будет читать дома минут 10, даже тем, кто уже хорошо читает. Обязательно давайте отдых малышу. Очень важно не отбить охоту к чтению! Любовь к книгам важно укрепить на всю жизнь. Хороший метод — читать книгу по очереди с ребенком.
Дети должны привыкнуть работать самостоятельно. Подойдите, посмотрите на его работу. Не забывайте хвалить! “У тебя не получилось? Ничего страшного. Ты молодец, что старался, это важно. Завтра у тебя непременно получится!”. “Самые опасные фразы взрослых — оценочные! — отмечает психолог Ирина Николаева. — Ни в коем случае не говорите: “Я тебе уже сто раз это говорила!” — лучше сразу приучайте ребенка делать необходимые дела вовремя, не приучайте его ждать повторений ваших просьб. Слова: “Неужели тебе трудно запомнить?!” — вдвойне обидны для маленького ученика. Во-первых, вы словно не верите в его силы. Во-вторых, да, ему действительно трудно! Не забывайте, что школа для вашего ребенка еще только началась и ему еще предстоит очень многому научиться.
Не жалейте своего времени, помогайте ему — запоминать заданное на дом, повторять прошедший материал, собирать свой ранец, одеваться по утрам! Ведь даже ежедневное застегивание крохотных пуговичек на рубашке от школьной формы — поначалу трудное дело для бывшего детсадовца, привыкшего к футболкам и джинсам! И, конечно, никогда не позволяйте себе фраз типа: “Ну почему у Маши получается, а у тебя нет?!” Любите и цените своего ребенка. Ободряйте его! Не жалейте для него ласковых слов, напоминайте ему, какой он умный и замечательный. А еще — маленький секрет — старайтесь сами благодарить его: “Если бы не ты, я бы не справилась!” Поверьте, эти фразы очень поднимают самооценку ребенка, он чувствует себя настоящим героем в ваших глазах, понимает, что его помощь, его поступки крайне важны для вас. А это важная поддержка для новоиспеченного школьника”.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
— Проблемы с математикой чаще бывают у детей с более развитым правым полушарием мозга: они лучше справляются с чтением, письмом и вообще с вербальной деятельностью. Им проще понять задачу на слух, полезно так же творчески подойти к делу.
— Поощряйте шумные игры ребенка! На них после школы он тратит свою энергию. Зато в школе будет усидчивым. А научиться запоминать большой объем информации помогут игры на тренировку памяти.
— Не вмешивайтесь в учебу слишком активно. Помогайте, когда малыш сам вас об этом попросит. Если он отказывается дать вам тетради на проверку, не настаивайте: значит, он хочет сам отвечать за свою “работу”. Иногда родители впадают в другую крайность: пытаясь приучить малыша к самостоятельности, только проверяют тетради. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно справиться с уроками и не сразу понимает, что это его обязанность. Первое время напоминайте малышу об этом.
— Помогите ребенку не быть объектом насмешек: пусть дома тренируется завязывать шнурки, справляться с портфелем и одеждой. Неловкого малыша учите подвижным играм.