Рецепт непрерывного наслаждения
«Мыслю, следовательно, существую», — утверждал Рене Декарт. Но он забыл нам сказать, о чем мы мыслим с утра до ночи и даже во сне. У бездомного в парке первая мысль: как утолить голод? Он желает есть. Для современного Дон–Жуана первая мысль: как соблазнить очередную красавицу? Он желает секса. Бизнесмену не дает покоя мысль: как получить кредит? Он желает богатства. Политик желает власти, ученый — знаний… Я желаю, ты желаешь, мы все только и делаем, что желаем, желаем и желаем.
Все наши мысли — лишь об осуществлении желаний. Представьте себе мир людей без желаний. Это — мир мертвецов. Жизнь двигается желаниями. Даже наша самая большая гордость — способность мыслить, человеческий мозг — служит одной единственной цели: изысканию оптимальных вариантов удовлетворения все тех же желаний. Без них он попросту деградирует от безделья. Декарт был бы не менее прав, утверждая: «Желаю, следовательно, существую». Стоит внимательнее присмотреться к этому столь важному феномену по имени «желание».
Мир — глобальная сеть сил желаний
Раз желание двигает и толкает жизнь, значит, оно является некоей силой. Оставим пока в стороне правомерный вопрос об источнике этой силы, т.к. это — отдельная тема. Принято считать, что желания свойственны лишь животным и людям. Но ведь и растения стремятся к теплу и свету, впитывают из окружающей среды лишь нужные им вещества и стараются отфильтровать вредные. Эти проявления вполне подпадают под категорию «желание».
Чтобы расколоть камень, необходимо приложить немалое усилие — усилие против желания (стремления) камня сохранить свою форму и структуру. Еще большее усилие и энергию необходимо приложить для «раскалывания» молекул, атомов и элементарных микрочастиц. Получается, что все Мироздание, от мельчайших элементарных частиц до безразмерных объектов Вселенной, пронизано силами желаний.
Удовлетворение желаний
Если представить человеческие желания в виде сосуда, то удовлетворение желания приводит к поступлению в этот сосуд наслаждения. Оно ощущается лишь и только во время самого поступления, — вхождение наслаждения как бы возбуждает датчики сосуда. Например, мы купили квартиру. Пока ощущается новое для нас (для нашего сосуда) наслаждение от созерцания ее самой, от ее удобств и т.д., — наше желание испытывает наслаждение. Но по прошествии нескольких месяцев эти чувства притупляются. И опять мы вынуждены начинать погоню за следующим наслаждением. А возвращать ипотечную ссуду придется двадцать пять-тридцать лет.
Непрерывное наслаждение
Как достичь непрерывного поступления наслаждения в сосуд желания? В эпоху натурального хозяйства каждая семья (род) наполняли свои желания самостоятельно, без взаимодействия с другими. Позже люди осознали, что более эффективно это наполнение можно производить путем специализации и обмена продуктами труда, путем обмена наслаждениями. Образно говоря, между сосудами появились трубки для циркуляции наслаждений.
Однако, в силу эгоистической природы желаний каждый сосуд (человек) стремился «всосать» больше, чем отдавал. В итоге, каждый «всосал» наслаждений, сколько ему удалось, и циркуляция прекратилась. Осталась единственная возможность добыть дополнительное наслаждение – отнять его у других путем конкуренции, вражды и войны. Это и есть причина глобального кризиса.
Т.о., путь «всасывания» в себя наслаждений привел к прекращению их более или менее нормального поступления.
Но вектор силы желания можно изменить, изменить с «всасывания» в себя на «передачу» наружу. Однако, если это сделают лишь отдельные сосуды, то остальные быстро и с удовольствием опустошат их.
А если все решат не только лишь получать наслаждения в себя, а, наоборот, отдавать их другим? В результате каждый будет получать их от соседей и передавать дальше. В такой системе наслаждения будут циркулировать непрерывно. Однако, не все так просто.
Правила непрерывного наслаждения
Ведь не существует двух совершенно одинаковых желаний. А партнера надо насладить в нужном именно ему объеме, форме и в нужное для него время. Иначе для него это будет не наслаждение, а страдание. Кроме того, в глобальном мире каждый взаимосвязан со всеми. Получается, что для наслаждения других каждый должен в любой момент времени знать в полной мере желания всех остальных соседей по системе. Т.е., желающий включиться в такую систему должен не только согласиться отдавать свои наслаждения, но и открыть перед всеми все свои желания. Это, помимо прочего, устраняет даже малейшую возможность какого-либо взаимного обмана или недобросовестности. Но и это еще не все.
Для координированной циркуляции наслаждений в системе необходим центр управления. Это значит, что элементы системы должны доверить ему управление своими желаниями. Но в такой системе каждый из 7 миллиардов людей так или иначе связан многократными взаимно перекрещивающимися отношениями с каждым из остальных. Не в человеческих силах создать орган управления таким количеством связей.
И все же система, функционирующая по этим правилам, уже много миллионов лет назад создана Природой — это наш человеческий организм. В нем роль координирующего органа выполняет мозг. Неслучайно, все попытки ученых создать его искусственный аналог неудачны.
Объединение человеческих желаний в единую систему происходит путем создания сети связей между ними. Вследствие такого объединения исчезает понятие «чужое желание», и тогда не с кем конкурировать и бороться за получение наслаждения. Более того, этот бывший «чужой» теперь становится партнером по единой сети и возникает естественная необходимость и стремление не «всасывать» от него, а отдавать ему.
В результате рождается не просто сумма всех желаний, рождается нечто качественно новое — система со своими собственными законами функционирования и развития. Орган управления ею строится не действиями людей, а Природой, однажды уже создавшей человеческий организм — прообраз подобной системы. Cтроится по ее собственным законам.
Что может побудить людей согласиться на столь кардинальное изменение самих себя? В таком объединении каждый человек вместо своих желаний ощутит желания этой образовавшейся системы. А они по объему, разнообразию и уровню как количественно, так и качественно, гораздо больше и выше желаний отдельных людей. Соответственно и наслаждения от их наполнения не идут ни в какое сравнение с нашими нынешними. Причем наслаждения беспрерывные.
Последствия глобального кризиса, грозящие существованию самого рода человеческого, ведут к быстрому осознанию невозможности дальнейшего развития по пути «всасывания». Вначале возникнет относительно небольшая группа людей, спаянных общим осознанием необходимости перехода к системе отдачи наслаждений. У каждого отдельного человека в такой группе сила стремления невелика, но ее общность по цели создаст эффект т.н. резонансного усиления. При таком усилении суммарный эффект на несколько порядков больше простой арифметической суммы. Тогда эта относительно небольшая группа, используя современные системы СМИ, связи, культуры и воспитания, окажет необходимое влияние на остальных и запустит процесс изменения. Т.о., предлагаемая цель вполне достижима. Недостает лишь желания к ней.