Начать, как всегда, можно с самых элементарных вещей и с самых простых вопросов, которые вы зададите малышу, едва освоившему первые слова. Конечно, эти вопросы должны быть сформулированы так, чтобы в ответ на них малыш мог покивать головой или произнести одно слово: Да», «Нет» и тому подобное. А вот примеры более сложных вопросов, которые вы зададите детям постарше. Трехлетнему: «Что можно сделать с помощью веревки?»
Пятилетнему: «Что будет, если все станут вдвое выше ростом?» Десятилетнему: «Что бы ты сделал, если бы стал президентом?» Ребенок соответствующего возраста воспримет вопросы своего уровня как по-настоящему головоломные и требующие для ответа приложения всех его творческих сил. Далее приведен ряд действительно головоломных задач, над которыми вместе с ребенком 12-13 лет будет интересно подумать и вам: «На кого из животных похоже темнеющее перед грозой облако?» «Почему металлическую пружину можно сравнить с надеждой?» «Почему айсберг напоминает глобальную идею?» «Если бы озеро было столом, чем бы тогда были лодки?».
Некоторым эти вопросы могут показаться нелепыми, но вы не представляете, какие невероятные ответы на них можно получить от детей!
Используя эти или подобные вопросы, вы можете попробовать сыграть с детьми в «мозговой штурм» — азартную интеллектуальную игру, которая помогает взрослым людям решать свои вполне взрослые проблемы. Главное правило этой игры — отказ от всякой критики предложений, запрет на использование высказываний типа: «Да, но…», приятие абсолютно всех идей без исключения.
Во «взрослом» варианте этой игры все происходит приблизительно так. Когда в каком-нибудь производстве или бизнесе начинает ощущаться нехватка новых идей, ответственные люди собираются вместе на один или два дня. Сначала они просто рассказывают друг другу подходящие примеры из своей жизни и практики, затем начинают выдвигать новые предложения, из которых не критикуется ни одно. Так возникает калейдоскоп самых разных мнений, который помогает увидеть проблему под новым, оригинальным углом зрения и даже может привести к совершенно неожиданным открытиям. Основная идея «детского варианта» «мозгового штурма» состоит в том, чтобы как можно дальше раздвинуть границы детского воображения. Для «штурма» выбирается какой-нибудь вопрос, не имеющий однозначного ответа. Конечно, в игре может участвовать и один ребенок, но у детей по-настоящему азартно заблестят глаза только тогда, когда они смогут обмениваться идеями со сверстниками. Начните с разбора всех возможных ответов на интересующий вас вопрос. При этом следите, чтобы каждый ребенок
чувствовал возможность и в самом деле использовать свое воображение без ограничений. Хотя основной принцип игры — отсутствие всякой критики идей — звучит довольно просто, в реальности следовать ему частенько бывает трудно. Поэтому приложите все свои усилия к тому, чтобы обмен мнениями происходил действительно свободно и действительно в доброжелательной обстановке. Обычно дети поначалу говорят всякие глупости — они никак не могут поверить в неожиданно свалившееся на них счастье отсутствия всяких ограничений и оценок и попросту проверяют правила игры. Однако постепенно их идеи и предложения становятся все более серьезными и конструктивными. А если вы к тому же будете следить за тем, чтобы все твердо придерживались правил, то они очень скоро придут к приятию и уважению чужих идей наравне со своими собственными. Обеспечьте должный ритм и натиск «мозгового штурма» — задавайте вопросы, вносите собственные предложения, выдвигайте новые варианты. Позвольте воображению детей забираться все дальше и дальше — обычно они просто обожают азарт гонки интеллектов.
Дети выходят из «мозгового штурма» обновленными: с возросшей самооценкой и укрепленной верой в свои способности. А ведь именно это и нужно для развития творческой личности, именно таки воспитывается тяга к интеллектуальному риску! Дети — не взрослые, поэтому при проведении «мозгового штурма» вы должны проявить известную осторожность: при малейшем намеке на усталость тихонько «закруглиться», незаметно используя все свое родительское искусство. Постарайтесь так же верно поймать момент, когда дети излишне возбудятся, и прервите игру до того, как они полностью исчерпают ресурсы своего воображения и окончательно отобьются от рук. Если вы все сделаете как надо, по окончании игры дети будут чувствовать себя просто на седьмом небе от счастья, а вы поймете, что побыть родителем-почемучкой совсем не так уж плохо.
Предположим, что у вас с ребенком нет компании. Что же, используйте свободное время для другой интеллектуальной игры — не такой напряженной, но такой же приятной, как «мозговой штурм». Для этого вы можете привлечь в свой арсенал родительских средств модную систему обучения — суггестопедию. Сущность ее заключается в использовании скрытых, резервных возможностей человеческого интеллекта. Следуя ее методике, ребенок сначала должен приятно расслабиться и ни о чем не думать, оставаясь тем не менее готовым к дальнейшим действиям. А затем, с вами вместе, он начнет размышлять о разных предметах и явлениях, об их связях и взаимодействиях. Попробуйте, например, лежа с ребенком где-нибудь на пляже или, на худой конец, на диване, подкинуть ему ненароком несколько наводящих вопросов, конечно, из той области, в которой вы сами сведущи. Поразмышляйте вместе с ним, отдайтесь свободному течению мыслей, позвольте потоку идей плыть и развиваться почти независимо от вашего желания, и вы вдруг совершенно неожиданно можете придумать новый язык для всех людей, вид мебели, которой еще не было или открыть оригинальный способ передвижения по поверхности Луны. Возможно, взлет фантазии в межпланетные пространства заставит вас сделать еще одно, собственное открытие: взрослые напрасно думают, что они все знают лучше детей только потому, что они взрослые. Часто идеи детей интереснее, чем идеи взрослых. Наверное, наш мир был бы гораздо лучше, если бы мы наконец прислушались к мнениям детей и, позаимствовав у ребят толику их невинного и совершенно искреннего любопытства, чаще обращались к ним с вопросами.