Игрушки в жизни ребенка — это не развлечение, а средство познания жизни, они необходимы ему для правильного умственного и физического развития.
Когда ребенку исполнится 3—4 недели, нужно повесить над кроваткой яркую погремушку (на высоте 45—50 см перед ребенком, под углом зрения 45 ° С Она поможет ему научиться фиксировать взгляд. С 3—б-месячного возраста ребенку нужны игрушки для хватания и удерживания (кольца, погремушки с ручками, резиновые куклы, животные, птицы). В возрасте 3—4 месяцев ребенок пытается хватать игрушки ручками, а к 5-б месяцам он уже способен брать их из рук взрослого. В последующем необходимы деревянные, целлулоидные, резиновые игрушки, различные по форме, величине и цвету. А озвученные, яркие крупные игрушки помогают понимать речь, и дети с большим интересом рассматривают их, прислушиваются к звукам.
В возрасте 6—9 месяцев для развития ребенка требуются крупные сюжетные игрушки (кукла, петух, кошка, собака, лягушка). дети в этом возрасте уже способны самостоятельно обращаться с ними, поэтому игрушки (шары, мячи, мисочки для вкладывания и вынимания мелких предметов, пирамидки с кольцами и т. п.) должны способствовать осуществлению целевых действий. К концу первого года жизни ребенок должен выполнять целые упражнения с игрушками; вложить мелкие предметы в большой, разобрать матрешку, пирамиду, оттолкнуть мяч ногой, перешагнуть через лежащую палочку и др.
Игрушка, как средство познания мира, позволяет проследить за физическим и нервно-психическим развитием детей первого года жизни. Вот небольшая памятка по этому вопросу.
1 месяц. Ребенок фиксирует взгляд на блестящих предметах и лице взрослого, появляется парфюм.
2-З месяца. Следит глазами за движущимися предметами, прислушивается к звукам, быстро отвечает улыбкой, начинает гулить.
4 месяца. находит невидимый источник звука, громко смеется, хватает подвешенную игрушку, переворачивается со спины на живот.
5 месяцев. Различает интонацию, отличает близких от чужих, берет игрушку, которую держит взрослый, переворачивается с живота на спину, подолгу гулит.
б месяцев. Свободно берет игрушку из различных положений, хорошо ползает, начинает лепетать, ест с ложечки, снимает пищу губами.
7 месяцев. Встает, держась за барьер, подолгу лепечет одеколон, произносит одни и те же слоги, на вопрос «Где?» находит предмет в определенном месте.
8 месяцев. Игрушкой занимается долго, подражает движениям взрослого, сам садится и ложится, громко повторяет различные слоги, выполняет просьбу взрослого «дай ручку», «Поиграем в ладушки», сам держит ложку и ест, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев. Ходит, слегка придерживаясь за предметы, знает свое имя, на вопрос «Где?» находит предметы в разных местах, первые проявления опрятности.
10 месяцев. Открывает, закрывает, вынимает, вкладывает предметы, влезает на невысокую поверхность и слезает с нее, подражает разным слогам взрослого, по просьбе «дай» дает знакомые предметы.
11 месяцев. Складывает кубики, снимает и надевает кольца с большими отверстиями, стоит самостоятельно, произносит слова типа «ав-ав», «кис-кис», выполняет просьбу взрослого «Покачай лялю», «Покажи, где глазки у ляли» и т.д.
12 месяцев. Ходит самостоятельно, запас простых слов — около 10, пьет из чашки самостоятельно.