Рынок игрушек и детских товаров существенно пострадал во время кризиса. Развивающие игры, например, стали покупать на 15% меньше, мягкие игрушки – на 30%, объемы покупок игрушек для новорожденных упали на 5%. К сожалению, в связи с экономическим кризисом выбор покупателей все чаще и чаще падает на менее качественные товары. А ведь хорошо сделанные современные игрушки так необходимы для развития малыша! Даже такие крупные производители, как Mattel Inc. (компания, выпускающая знаменитую куклу Barby) вынуждены сокращать производства и терпеть убытки.
Китайские игрушки занимают наибольшую долю в сегменте рынка. Но даже теперь рынок детских игрушек остается не прозрачным из-за большого количества контрабандной продукции, которую везут из Азии. Доля отечественного производителя на рынке игрушек очень незначительна – всего 5%, которые не имеют устоявшегося спроса. Это, в основном, мягкие игрушки, а не высококачественные деревянные развивающие товары. Украина полна качественной древесины, но покупать мы продолжаем итальянские и немецкие бренды. Даже популярные заграничные компании – производители детских игрушек сейчас стараются экономить на производстве, тем самым удешевляя игрушки и, к сожалению, производя их менее качественными. Те компании, которые продолжают «держать марку» и производить качественные игрушки, вынуждены повышать цены на товар, таким образом, делая его все менее и менее доступным.
По данным статистики украинские семьи хотя бы раз в 3-4 месяца покупают игрушки детям. Самыми популярными продолжают оставаться развивающие игрушки для малышей, мягкие игрушки и игрушки для спорта и отдыха на улице. Также статистика показывает, что на детской одежде экономят меньше, хотя сейчас и стали более популярными покупки в комиссионных магазинах – ведь там можно найти даже новую вещь, а цена ее будет как за б-у.
К сожалению, цены на игрушки растут с каждым днем, что обусловлено курсом доллара и увеличением стоимости сырья. Сейчас в США и странах Евросоюза все более популярными становятся так называемые клубы обмена» — в них можно производить обмен детскими игрушками, общаться с другими родителями, а так же покупать и продавать бывшие в употреблении детские вещи. Такой способ получения новых вещей является экономным и выгодным, ведь в таких клубах можно найти действительно качественные и дорогостоящие игрушки, на которые лишних денег просто нет. В странах СНГ также начинают появляться подобные клубы, например, в России Доброворот (http://dobrovorot.ru/), а на Украине MamaBoom (http://mamaboom.com.ua).
Пока еще рынок игрушек не наполнен до конца и требует новых разработок и капиталовложений. К сожалению, экономическая ситуация не позволяет производителям действительно расшириться – ведь на дорогостоящие товары просто не найдется покупатель. Хорошо, что есть комиссионки и клубы по обмену. С ними можно реально экономить и идти в ногу со временем J.