Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди. Развивать творческие способности дошкольника — задача взрослого.
Благоприятным фактором развития творческого воображения является детское экспериментирование, самостоятельная деятельность с новыми предметами: ребенок, зная, что краски другого цвета можно получить, смешав их, пытается найти свой цвет, ранее не виденный им; пробует рисовать разными предметами, которые даже не предназначены для рисования (перышко птицы, гвоздик, палец, гайка и т.д.), делает открытия путем такого эксперимента.
Кроме этого, важно научить ребенка различным способам рисования, дать понятие о разной технике изображения, обогащать эмоциональный опыт.
Например, нарисовать то, что можно подарить лесным зверям, или лесные находки (кто мог потерять ту или иную вещь). «Нарисуй и расскажи». (Отразить в рисунке содержание знакомых стихов и защитить рисунок). Более старшим детям следует предлагать отображать в рисунках свои чувства, впечатления, полученные на экскурсиях, в музеях, события выходного дня, сновидения и др. Очень важно учить детей думать, что они будут рисовать завтра.
Развитию творческого воображения дошкольников способствуют занятия-упражнения. Их задача — научить детей разной технике. Здесь не нужно ставить задачу создавать образ, не навязывать технику. Ребенок выберет их сам. Главное здесь — овладение разными приемами и системами изображения. Занятия-упражнения проводятся игровым методом уже с младшей группы. Взрослый предлагает предмет, образ, вещь, а дети воспроизводят их каждый по-своему.
Для развития воображения можно предлагать детям рисовать следующие темы: «Радость», «Страх», «Счастье», «Я веселый», «Я грустный», «Рисуем музыку» (марш, вальс, галоп), «Рисуем песенку пчелы (шмеля, жука), «Рисуем удары сердца (пульса)»…
Развивая воображение, мы покажем детям роль линии в создании образа. Необходимо поощрять стремление рисовать то, что нравится, что окружает, поощрять инициативу, самостоятельность.
С тех пор, как в практику работы дошкольных учреждений входит ТРИЗ, можно говорить о несколько необычных и в то же время интересных способах изображения.
Одним из наиболее интересных, красочных и изобретательных способов является монотипия. Для ее решения надо иметь фотобумагу или любую другую (чем качественнее бумага, тем качественнее изображение), акварельные краски, мыло, кисти или зубные щетки, воду, стеклянные или пластиковые пластины. Они могут быть любой формы и размера.
Методика работы:
На стеклянную (пластиковую) основу при помощи краски, воды, мыла кистью или зубной щеткой наносится акварель. Лист бумаги накладывается сверху и делается оттиск пальцами, ладошкой или тампоном. На полученном изображении можно дорисовать нужные детали или оставить рисунок как есть. Высушенную работу оформить в рамочку.
Пальцевая живопись. Рисунок наносится пальцами (одним или несколькими), а также ладошкой. Бумага используется любая, краска — любая. Если работать ладошкой, то краска наливается в плоскую посуду, а вода — в плоские розетки или в банки.
Условие: каждый палец набирает одну определенную краску. Благодаря этому, изображение получается чистым и ярким. В группе «Малыши» пальцевую живопись хорошо использовать для рисования на темы: «Украшение платья», «Заячьи следы», «Свет в окошках», «Зажглись огоньки на елках», «Снег идет», «Заборчики» «Травка», «Цветы» и др.
Рисование свечой. Можно рисовать на бумаге. После изображения свечой нанести цветную тушь. Рисунок проявляется на цветном фоне.
Рисование на влажной поверхности. На мокром листе бумаги пальцем, толстой кистью, губкой или зубной щеткой наносите рисунок. Когда высохнет, сделать необходимую прорисовку деталей. Этим способом можно рисовать и на ткани. Темы: «Город в тумане», «Мне приснился сон», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и др.
Коллаж. Это сочетание аппликации и рисования. Коллаж может быть гладким и объемным. Для его выполнения используются бумага, ткань, вата, нити, любой бросовый материал. Работы оформляются в объемную рамку. Можно прорисовать детали. Например, сделав голову животного или человека объемной из одноцветной ткани, можно нарисовать мордочку, лицо, а волосы или мех наклеить из нитей, меха, войлока и т.д.
Рисование из тюбика. Краска наносится нажатием на тубу, при этом надо уметь регулировать струю. В тубе можно сделать несколько отверстий иголкой, чтобы струек было несколько.
Поролоновые рисунки. Делается оттиск маленькими поролоновыми фигурками, которые предварительно обмакивают в краску. Сначала рисунки будут хаотичными. Затем они превратятся в орнамент, что поможет ребенку оценивать пространственные ориентиры.
«Кляксография». На бумагу или влажную ткань капаем кистью жидкую гуашевую краску. Из полученной капли можно выдуть желаемый предмет; можно сложить лист или ткань пополам, чтобы клякса отпечаталась на противоположной стороне листа, а потом дорисовать недостающие детали. Для выдувания использовать любую трубочку или дуть без нее, поворачивая лист, или ходить вокруг листа.
Рисование на копировальной бумаге. Копировка кладется на белый лист бумаги. Рисунок выполняется ногтем, пальцем, гусиным пером, использованным стержнем, острой палочкой и т.д. Копировка может быть разного цвета.
Рисуем точками. Кистью, пальцем, фломастером, карандашом, углем, пастелью выполняется рисунок, состоящий из одних отдельных точек. Лучше выполнять в цвете, чтобы четче проступало изображение.
Рисование на бересте. Рисуем на очень старой бересте. На ней остается вся настоящая фактура, а мы можем подрисовать, добавить, где-то оживить в цвете. Затем кладем работу под гнет и обрамляем рамочкой.
Рисование на восковой основе (граттаж). На лист бумаги ватным тампоном или широкой кистью по всей поверхности наносится гуашь разного цвета. После высыхания гуашь покрывается воском или парафином. Для этого натираем лист свечой. Парафиновая поверхность заливается тушью. (Тушь плохо ложится на восковую или парафиновую поверхность, поэтому надо применить усердие и силу воли.) После того, как тушь высохнет, еще раз нанести восковую подкладку. Теперь можно рисовать на ней любым острым предметом (перо ученическое, стержень, спица, толстый гвоздь, гусиное перо и др.). Помните, что детей нужно научить разной технике, но не заставлять в ней работать.
Подготовка к школе на дому