Гюго (Бескова, Удалова)

Описание Гюго от Елены Удаловой и Любови Бесковой

Гюго

Этико-сенсорный экстраверт 

Валентина Анатольевна

Чем вы занимаетесь?

Я учитель русского языка и литературы. Но сейчас у меня пока пауза. Я болела, поэтому сейчас я на инвалидности. Но я работаю.

То есть вы стараетесь решать свои проблемы?

— Я люблю проблемы и умею их решать.

То есть если вас кто-то другой попросит помочь ему с его проблемами, вы ему не откажете?

— Нет, конечно.

Значит, есть люди, которые обращаются к вам со своими проблемами. А вам не хочется их утопить, чтобы они больше не приставали?

Мне хочется помочь, обязательно. Решить их проблемы и облегчить их состояние.

(Ролевая логика действий — за образом трудолюбивой и деловой женщины отчетливо просматриваются этические мотивы.)

— Люди к вам часто обращаются?

Очень.

Они чувствуют, что вы им не откажете?

Это бывает совершенно спонтанно, но получается так, что они за мной постоянно и ходят. А я помогаю им решать их проблемы.

Но вас это не угнетает?

Нет, ни в коем случае.

С детьми вы любили работать? Они вас любили?

У нас была взаимная любовь.

А как вы этого добивались? Ведь русский язык — это очень скучная вещь. Да и литература… Представьте, детям приходится читать то, что им не хочется…

Вот я вам расскажу два эпизода. Мне завуч на педсовете сделала замечание, что бежит 5-й класс, все размахивают портфелями и кричат: "Ура! У нас русский!"

И второй момент такой. Однажды у меня был северный класс. Это было еще в Тюмени. Потом мы переехали в Крым. И вот они сдавали экзамен по литературе. Получилось 18 пятерок и четыре четверки. И те ребята, которые получили четверки на устном экзамене по литературе, они все извинялись. Они говорили: "Валентина Анатольевна, мы так обманули Ваши ожидания — получили четыре". Но это были северяне, они отличаются от нас — они чрезвычайно эмоциональны, они очень непосредственны. Поэтому вот эта непосредственность у них так и выразилась. Это чукчи, ханты, манси. Там собирали самых талантливых с Севера, чтобы потом они проучились в институте, а потом уезжали обратно к себе. Вот с таким я работала классом, преподавала у них литературу.

(Экстравертная этика — панорамный обзор людей и событий, поданный в эмоциональном ключе, причем не совсем по теме вопроса.)

— А они знают русский язык?

Они великолепно говорят по-русски. Отбирают их отовсюду, но таких, кто может хорошо говорить по-русски. Вот, допустим, поэма Гоголя "Мертвые души". Завуч присутствовала на первом уроке. Она не выдерживала моих проблемных вопросов (я любила делать проблемные уроки), страшно ругалась на всех ребят, которые вставали и говорили: "А я думаю", "А мне кажется"… Она встала со своего места и закричала: "Что это такое? Точка зрения у них появилась! Вот учебник, возьмите и учите!" Но потом, когда она разбирала урок, она отметила положительные стороны, что все ребята перед тем, как изучать "Мертвые души", они все до одного прочитали текст. Она сказала, что в истории школы у них такого не было, чтобы все в классе знали текст.

(Ограничительная этика отношений — рассказ об успехах учеников подан так, что завуч, не оценивший работу, оказался посрамленным.)

— А как же вы этого добились?

— А у меня всегда так получалось, что ребята всегда читали книги. Я никогда не проверяла домашнее задание. Дело в том, что я так увлекалась уроком, что у меня просто не оставалось времени. Но они подходили ко мне и извинялись, если они чего-то не сделали. И я всегда думала: "Боже мой! Но я ведь могу даже не спросить и забыть и так далее. Они все равно подходят и говорят, что мы сегодня не сделали, а завтра сделаем домашнее задание". И назавтра делали. То есть у меня это была не просто работа. Это была громадная-громадная любовь к работе. И я пользовалась отдачей детей и видела смысл своей жизни в том, что я делала. Это было мое место.

(Эмоции — основа личности. Увлечение темой урока как способ зажечь учеников и яркие переживания, сопровождающие рассказ, совершенно соответствуют моменту.)

— А почему все-таки они все дружно прочли текст?

Перед этим прошли Пушкин, Лермонтов, литература XIX века, западная литература, были уроки внеклассного чтения. У них уже был опыт разбора произведений. Им было интересно участвовать в разборе. Мы читали в классе, у каждого на парте была книга.

Ну, наверное, все же не всем было интересно?

Ну что вы! У меня был мальчик, Гена Самарцев. И я каждый раз говорила, что мы приступаем к изучению удивительного писателя. И вот он поверил, что Толстой, Достоевский такими и были. И вот мы дошли до Чехова. И на этом кончается учебник русской литературы. И когда я говорю, что это необыкновенный писатель, вдруг это удивительное дитя, спокойное, скромное, встает и говорит: "Валентина Анатольевна, но как же так, по всей программе у нас удивительные писатели! Ведь кто-то же не должен быть удивительным". Вот такой был курьезный случай.

То есть вы их заражали своим отношением?

Да, конечно. Мне и самой очень повезло с преподавателями по литературе. Они были очень умны, философичны, психологичны. И я очень увлекалась литературой вот такого плана. А ребята как-то улавливали эту ноту и отвечали моим мыслям.

(Базовая функция — этика эмоций.)

— А вы двойки ставили?

Ой, вот вы знаете, двойки я не ставила. Дело в том, что двойку учитель, как я сделала вывод, ставит сам себе. Вот у нас, допустим, был выпускной класс. Психологически он был так подобран, что мы могли вести определенную работу по психологии. И вот в этом классе учитель физики поставил 27 двоек. Я открываю журнал, а в нем за четверть 27 двоек. В конце концов я ему приношу вот такую стопу учебников — у меня было такое обыкновение, если я видела что-то хорошее, я покупала 10, 12, 15 экземпляров и раздавала. И вот я приношу такую гору учебников, с разобранными задачами по физике, и отдаю, чтобы он раздал ребятам и показал, помог, как что, потому что я, конечно, совершенный литератор, гуманитарий до кончиков пальцев. Но у меня по физике пятерка, потому что у меня была такая учительница, которая вот так эту физику давала, что я ее видела, я ее чувствовала, я ее очень люблю до сих пор.

(Творческая сенсорика ощущений — абстрактные законы физики постигаются через конкретные ощущения окружающего мира.)

— И я не понимаю, как это можно 27 двоек поставить. Не было у меня двоек. Здесь, в Москве, я когда-то давно начинала вести русский язык и литературу. У меня был мехмат-класс, и когда я увидела эту безнадежную, безвыходную безграмотность, я их убедила, что нужно взять в руки Лермонтова "Герой нашего времени", Бунина, Чехова и переписывать произведения. И вот эти мальчики мехматовского класса приносили мне общие тетради, а потом приходили родители и жутко благодарили, потому что ребята стали уравновешеннее психически, они легче засыпали, они душевно становились добрее.

Что, просто переписывали тексты?

Да. Они настолько привыкли к математическому решению всяких задач, что в упражнениях по русскому языку они вообще не видели логики, последовательности и так далее. А списывая текст, они, не утруждая психику, брали эту модель, и дело у них шло на лад.

(Ролевая логика действий — предлагаемый "метод" повышения грамотности вряд ли так эффективен и полезен перегруженным математикой школьникам, но выглядит эффектно.

Экстраверсия проявилась в широком охвате разнообразных тем. За короткое время было рассказано и о Тюмени, и о Крыме, и об учениках, и о завуче, и об учителе физики. Описание предметов окружающего мира, перечисление всего того, что составляло профессиональную жизнь, — все это складывается в широкую панораму. Кроме того, респондент сумел завладеть вниманием аудитории, студенты не всякий раз вспоминали о том, что они здесь затем, чтобы задавать вопросы, а не просто слушать.)

Я обычно ориентировалась на очень сильных, умненьких ребят. Мне было их жутко жалко, потому что под троечника строится урок троечным учителем, и эти ребята пропадают. Тогда я пошла по такому пути. Я начала приносить на урок по несколько книг. Задания раскладывались на разные группы. Тогда мне было комфортно работать. Одна группа у меня занималась с книгами — с текстами или с критическими статьями. С этой группой я дискутировала. А еще у меня был мальчик-двоечник, он вообще ничего не мог, ни говорить, ничего, но он по учебнику с удовольствием отвечал на вопросы. То есть практически я себе создала место работы такое, что те звездочки — сильные ребята — они очень хорошо знали литературу. У меня было по восемь или по девять ребят в классе, которые выдерживали экзамен на пятерки, письменно — сочинение. И именно благодаря тому, что я не опустилась до уровня троек. Но и троечников я тоже не бросила. Они все были заняты и при деле. И на своем уровне они эту литературу хорошо знали. То есть мне было комфортно так работать. Я не могу работать на уровне троечников. Если тройка там у него стоит, то он знает учебник, знает критический материал и так далее.

(Экстраверсия — способность удерживать в поле внимания всех находящихся в классе и работающих в различных режимах учеников. Ориентация на комфорт в работе — проявление творческой сенсорики ощущений.)

— Но почему они вас слушали? Как вы их заставляли?

— А у меня таких и не было случаев, чтобы меня кто-то не слушал. Я за 22 года ни разу не повысила голос.

А в школу вы опаздывали?

Нет, вот и сегодня я пришла на час раньше. Я боюсь опоздать на поезд, на встречу, боюсь, что подведу людей. Я обычно делаю все заранее. А если первый урок, то я прихожу много раньше. Я должна пройти вот этот путь и прийти в нормальном состоянии душевном, чтобы затем приступить к работе.

(Болевая точка — интуиция времени. Боязнь опозданий вызывает сильное напряжение, для снятия которого удобнее приходить в нужное место заранее. Болезненная информация о времени переводится на язык сильной функции — сенсорики ощущений (стремление чувствовать себя комфортно.

Тестирование происходило практически в тишине. Все, завороженные энергией В. А. и ее деклатимностью, слушали рассказ о талантливых северных детях, которых она много лет учила удивительной русской литературе. Студенты на практике постигали непобедимый напор отточенной черной этики.)

Любопытные моменты из других интервью людей этого типа

Ирина.

Чем вы занимались этим летом?

Делала ремонт.

— Вам нравилось?

Нравилось, конечно.

А вы умеете сами что-то делать?

Да, я умею. Я зашпаклевала всю ванную и положила потолочную плитку. Я все делала сама. Мужа никак не могла допроситься. Пришлось делать самой.

(Творческая сенсорика ощущений: желание обустроить свою территорию, чтобы было уютно и красиво, в сочетании с реальным воплощением задуманного.)

— Вы любите работать одна, или вам нравится, когда вы работаете и рядом кто-то находится?

Вообще, когда рядом кто-то работает над той же задачей, это приятно.

И даже если вас дергают?

Дергают, это классно! Это я люблю, когда меня дергают.

(Экстравертная этика: востребованность порождает ответный энтузиазм.)

— Как вы покупаете себе вещи?

Понравилось — купила. Причем этикетки срезаю, еще не померив.

А если не подойдет?

Ну, не подойдет, значит, буду худеть или там отдам кому…

А как вы относитесь к деньгам?

Деньги — это хорошо, но они улетают куда-то, я не знаю…

А что вы делаете, когда они у вас есть?

— Могу в "Макдональдс" пойти. Обязательно что-нибудь отложу. Непременно. Заначку сделаю. Обычно деньги у меня всегда есть, и с этим никогда не было проблем.

А какие у вас обязанности по дому, что вы любите делать?

Домашних обязанностей как таковых у меня нету. Муж мой на три месяца куда-то отъехал. Но в принципе у меня и не было обязанностей. Все висело на мне, а он был сам по себе. А все — на мне. Деньги у каждого свои. Кто сам заработал, тот и с деньгами. Мы даже и не знали, у кого сколько, но взаймы всегда можно друг у друга попросить, но, как правило, это без возврата.

(Ролевая логика действий: активные разговоры о деньгах и разделении обязанностей, но несколько поверхностные и с отчетливым уклоном в нравственные оценки.)

— Вы строите планы на день, или вам непонятно, как что будет?

Как правило, понятно, что будет.

А если вы запланировали что-то, а оно не получилось?

Если это что-то важное, я буду чувствовать себя некомфортно, что я все это меняю. Из дома вытащить меня трудно, но можно.

(Нарушение планов вызывает стресс, а непонятные перспективы угнетают. Так проявляется рациональность.)

Как вы относитесь к своему организму?

Как к другу и к врагу. Когда он жир накапливает, то плохо, когда в спортзале работает — хорошо. А к боли я отношусь совершенно нормально. Вот меня сегодня доктор поколол — ему надо было на вене потренироваться — я ему легко дала свою.

Больно было?

Ну, не то чтобы больно. Да нет! Ерунда.

(Творческая сенсорика ощущений: экспертная, спокойная оценка состояния организма и своих болевых ощущений.)

— У вас есть мечта?

Сугубо романтическая и очень давно. Больше половины моей жизни. Уже перевалило за половину жизни. Я к этому иду. Может быть, это и будет, если у меня хватит силы воли и вообще…

(Рациональность: последовательное достижение заранее намеченных целей.)

— А вы любите общаться с детьми?

Вообще я не люблю с ними возиться. Они со мной любят, а я с ними нет.

А каких детей вы имеете в виду? Ведь дети есть двухлетние, восьмилетние, а есть четырнадцатилетние — все равно еще дети.

Вот с четырнадцатилетними я могу найти контакт запросто, потому что у меня такое впечатление, что я пока еще недалеко ушла на самом деле. Вот с совсем маленькими мне приятно, но недолго. А вот 2-3-4-летних не люблю — просто зоопарк какой-то!

А почему вы недалеко ушли?

Я просто вышла из-под маминого контроля наконец. Раньше надо мной мама была, а теперь нет надо мной мамы. Мама меня вчера до слез довела из-за какого-то холодильника.

Я пришла с работы — у меня ребенка с утра в детский сад не пустили, вернее, мы рано пришли, там дверь была закрыта на ключ — пришлось ребенка оставить на ступеньках. Побежала на работу. На работе носом во все тыкают, тоже рвут на части. Прихожу домой, а мама говорит: "Почему у тебя холодильник не работает?"

(Болевая точка — интуиция времени: тяжело переживаются ситуации переноса в более ранний возраст, когда "взрослые" контролировали каждый шаг.)

Тамара Александровна. Во время рассказа о том, как надо мобилизовать защитные силы организма, чтобы не зависеть от лекарств, в разговор втянулись все, и каждый получил совет. Такой эффект дало сочетание сильной сенсорики ощущений с экстраверсией.

Рациональность была в рассказах о том, как она, по ее мнению, может делать много дел одновременно: сначала одно, потом — следующее и следующее… Еще заметнее этот признак проявился в уверенности, что "все надо продумывать заранее и ко всему готовиться".

А когда рассказ о приходе за 15 минут до срока, чтобы не беспокоиться об опозданиях, совпал с предыдущим практически дословно, у ребят не осталось сомнений в типе.

(Это очень характерно для ГЮГО, который в норме переводит время (болезненный для себя сюжет) в комфорт (область экспертного видения), т.е. живет так, чтобы было удобно, а не больно.)

Таня. Она, как всегда, была на высоте: деклатимна, рациональна, не забывала осудить безграмотных учителей и побеспокоиться обо всех детях России. Ребята прогнулись только на логике/этике, которую спутали с рациональностью.

Конечно, похоже. Но аргументация ее действий и умозаключений была абсолютно этической.

Евгений. Чернокудрый красавец с синими глазами и мягкой улыбкой, внимательный и доброжелательный — загадочный такой.

Но когда он сказал, что в институте занимается выращиванием кристаллов, которые растут примерно недели две, и это очень интересно, Гриша (БАЛЬЗАК) с чувством прошептал: "Как долго!" Закралось подозрение, что Женя — сенсорик.

Математику он тоже любил, но не до такой же степени, чтобы на олимпиады ходить! "Там нужно что-то другое". Зато он четко объяснил, зачем ходит на концерты. Оказывается, там такая эмоциональная атмосфера, которую умело регулируют сами музыканты (он это, конечно, отчетливо видит), что прямо заряжаешься, качаясь на волнах энергии. Тут уж мы оценили экспертную черную этику.

Рациональность тоже не укрылась от нашего внимания. Женя опирался на планы, объяснялся законченными фразами, разумеется, знал, что у него будет дальше.

Характерные высказывания людей типа ГЮГО

При деловых контактах важно, во-первых — обаяние, во вторых — состояние и, конечно, подготовка!

* * *

При плохом настроении лучше ничего даже не начинать, все равно не получится.

* * *

Все кастрюли у меня всегда стоят на своих местах.

* * *

Беспорядок граничит с беспределом.

* * *

Совесть — это наш контролер. Бессовестный тот человек, кто не может себя проконтролировать.

* * *

(БАЛЬЗАКУ) Что ты сидишь, все занимаешься? Переключись, помой полы…

* * *

Если вещь удобная и служит добру — она хорошая.

* * *

— Нельзя в сумку лазить. Стыдно! Не позорься!!! — говорит ГЮГО собаке, встречающей ее дома после похода в магазин.

* * *

Такие люди, которые никак не выражают своих эмоций, вызывают у меня подозрение.

Маленький ГЮГО

Десятилетнюю Таню принимали в пионеры. Весь класс вывели на сцену, дети выстроились в ожидании церемонии. Вдруг Тане показалось, что шеренга стоит криво. Она вышла, всех подравняла, сказала: "Всем стоять так!"

(С) Любовь Бескова, Елена Удалова "Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе".

Обсудить статью на форуме