Нравственное воспитание дошкольников в младшем возрасте

Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики. В отечественной психологии в соответствии с ее методологическими принципами нравст¬венное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуля¬торами (мотивами) поведения ребенка.
Особенности нравственного развития в младенчестве
С момента рождения взрослые организуют жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малышом, родители пользуются предметами, которые имеют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания — пеленки, для кормления — бутылочка с соской или ложка. После 4 мес. развитие хватания приводит к тому, что резко возрастает активность малыша в отношении предметов. Он начинает манипулировать с ними. И снова родители направляют манипулирование в определенное русло, в соответствии с правилами, которым ребенок подчиняется лишь в ситуации непосредственного контакта со взрослыми: Выполнение действий по правилам придает жизни малыша известную организованность. 
На всем протяжении первого года жизни взрослый выражает свое отношение к поведению ребенка, используя для этого экспрессивно-мимические средства: мимику, пантомимику, интонации речи. Одни действия малыша взрослый поощряет, другие порицает и, таким образом, выражает свои требования к ребенку. Младенец еще не понимает смысл этих требований, но хорошо чувствует интонацию голоса, улавливает эмоциональное отношение. Важной вехой в развитии младенца выступает включение взрослым в общение слов, означающих требования — «можно» и «нельзя». Малыш еще не понимает значения этих слов. Взрослый подкрепляет высказывания выражением соответствующих эмоций, говорит «Можно» — с радостной улыбкой и «Нельзя» — хмурясь. Младенец очень чувствителен к отношению взрослого. Он хочет чувствовать, что его любят, относятся к нему внимательно и доброжелательно. Поэтому слово «нельзя» в сочетании с соответствующей мимикой и интонацией голоса вызывает у него отказ от какого-либо действия или предмета.
Развитие ориентировки на речь взрослого приводит в конце первого года жизни к установлению связей между словом и действием, способом поведения. Такие связи способствуют освоению ребёнком социальных форм поведения. «Скажи тете «до свидания», — говорит мама малышу, и он машет рукой. — «Скажи спасибо», — и он наклоняет голову .
Итак, в младенческом возрасте на основе установления связи между словом и действием появляются первые формы нравственного поведения. 
Нравственное развитие в раннем детстве
В раннем детстве освоение ходьбы значительно расширяет сферу взаимодействия малыша с окружающим миром. Услож¬няются формы поведения ребенка, и расширяется круг доступ¬ных малышу предметов. Он все больше включается в совмест¬ную с взрослым деятельность, в частности бытовую. В то же время расширяется сфера проявления самостоятельности. Про¬исшедшие изменения в жизни ребенка вызывают необходимость введения более сложных нравственных правил. Например, про¬являть умение подождать, если воспитатель занят с другим ре¬бенком, бережно обращаться с игрушками, убирать их на мес¬то, просить игрушки и делиться ими с другими детьми, не топ¬тать зеленые насаждения, бросать мусор только в предназна¬ченные для этого места. Кроме слов «можно» и «нельзя» появляется новый регуля¬тор поведения малыша — слово «надо». Подчиняясь ему, ребенок может противостоять своим желаниям, преодолеть нежелание.
Требования, предъявляемые к малышу (от 1 года до 2 лет), должны быть обязательно посильны и положительно окраше¬ны. Выдвигая их, необходимо учитывать желания ребенка и не ущемлять его интересы, растущее стремление к самостоятель¬ности. Чрезмерно частые, необоснованные одергивания и за¬преты отрицательно влияют на поведение малыша, вызывая у него протест. Если взрослый сознательно выдвигает требования малышу, делает это систематически, следит, чтобы они не противоречили друг другу, и неукоснительно проверяет их выполнение, то следование таким правилам становится привычным для малыша.
Ребенок быстро и четко реагирует на привычные правила, его складываются послушание, дисциплинированность, потребность выполнять просьбы взрослых. Появление этих качеств, в свою очередь, создает предпосылки для усвоения более сложных правил поведения. Например, на втором году жизни ребенка учат бережно относиться к игрушкам и убирать их на место. Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребенка его волнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. В раннем детстве ребенок уже может понять определенные правила, которые необходимо выполнять во взаимодействии с людьми или предметами. Конечно, такое понимание ограничено рамками наглядного, практического мышления малыша. Оно охватывает немногие признаки, данные в конкретной ситуации, в которую включен ребенок. Понимание правила нормы поведения основано на собственном опыте малыша, он наблюдает или ощущает на самом себе негативные последствия при нарушении правил и позитивные — при соблюдении. Поэтому уже с раннего возраста взрослый должен мотивировать выдвигаемые требования, опираясь на конкретные жизненные ситуации, на опыт деятельности ребенка.
Стремление малыша к совместной с взрослым жизни и де¬ятельности, его высокая подражательность делают особенно важным для нравственного развития пример взрослых. Он перенимает у воспитателей и родителей стиль поведения, мане¬ры, привычки и даже отношение к людям, предметам, живот¬ным. Так, слова «плохо» и «хорошо» сначала выражают отно¬шение взрослого, а ребенок лишь вспоминает и повторяет их в похожих ситуациях. 
Взрослый учит ребенка оценивать поступки и вызывает у него соответствующее эмоциональное отношение к тому, что в данный момент малыш видит в жизни или на картинке: «Маль¬чик толкнул другого мальчика. Так делать нельзя. Это плохо». Закрепляясь в сознании ребенка, такие оценки включаются в его собственную реакцию, выражая его положительное или отрицательное отношение к себе и поступкам других. В целом для ребенка раннего возраста характерна стихий¬ная нравственность. Положительные поступки малыш выпол¬няет по побуждению взрослого: помочь маме донести продук¬ты, подать дедушке газету, угостить сверстника конфетой.
Совершая положительные поступки, ребенок (до 3 лет) не выделяет их как таковые. Оценивает поступки взрослый, при¬давая им позитивный оттенок. Без контроля с его стороны ма¬лыш действует ситуативно и импульсивно, поэтому часто нару¬шает запреты. Чтобы устранить возможность нарушения запре¬тов, целесообразно убрать предметы, с которыми не разреша¬ется действовать, в недоступное место. Исключить возможность того, что ребенок их найдет или достанет; сделать недоступны¬ми опасные места; создать условия для положительных прояв¬лений активности и самостоятельности (например, в движении, в игре, предоставив малышу достаточное количество игрушек в соответствии с его возрастом и интересами). Кроме того, ни в коем случае не следует, разрешать ребенку делать то, что будет, потом запрещено.