Полностью раскрыть детям большое значение и глубокий смысл заповеди «Чти отца своего и мать свою» отцы могут только на основе закона связи времен В.Шекспира*. Обусловлено это следующей главной причиной.
Долг родителей — научить детей, как надо подходить к решению задач жизни.
Все эти задачи можно условно разделить на два типа: «производственные» и «общие задачи жизни». Подготовка детей к решению задач «производственного» типа не должна вызывать особенных трудностей. Уже на примере сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» должно сеять семена знания, что первой и главной предпосылкой успешного решения любой задачи является ясное, полное и точное понимание этой задачи условий: «Коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь?»
Уже в школе дети получают начатки знания, что именно в условиях всех задач «производственного» типа содержится вся необходимая для их решения информация. Также уже в школе детям должно было бы прививаться понимание, что, как и в школе, назревшие задачи жизни всегда ставятся перед людьми только в свой срок, только на пройденный материал, и только на движение вперед. И, как и при решении задач школьных и всех «производственных» задач, трудности в решении назревших задач жизни всегда закономерно, неизбежно, неотвратимо возникают, когда плохо усвоен предшествующий материал.
Отцам надо только показать детям, что все различие между школой и жизнью в том и заключается, что в жизни перед людьми всегда одновременно стоят задачи, решение которых уже найдено в прошлом, задачи, решение которых стало возможно только в настоящее время, и задачи, решить которые можно будет только в будущем.
Это является одним из бесконечного множества проявлений истины взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия в общем и бытия людей в частности.
Понимание этой истины полезно прививать детям уже со школьных лет на множестве примеров из окружающей детей действительности. Например, им нужно осознать, что на каждом школьном уроке они применяют знания, полученные на уроках предыдущих, знакомятся с новым материалом, вытекающим из материала предыдущих уроков, и, знакомясь с новым материалом, одновременно готовятся к восприятию материала урока будущего.
В свое время детям надо показывать, что из этой истины они должны учиться делать выходящие на практику людей выводы, главное в которых является этих выводов взаимосвязь.
Например. Первым, наверное, и для детей очевидным выводом из этой истины является вывод: «Всему свое время». Но без помощи отцов дети вряд ли смогут сразу увидеть, что если «Всему свое время», то нет ничего глупее и безответственнее, как предъявлять нашим отцам претензии в том, что они не решили задачи, условия для решения которых созрели только во время их детей. Более того, признавая некие задачи назревшими уже во времена своих отцов и, соответственно, перезревшими к моменту, когда за решение этих задач приходится браться им (детям) самим, дети, неспособные эти задачи решить, расписываются опять же в своей, мягко говоря, некомпетентности.
Как бы не было важно предупредить детей о негативных последствиях непонимания указанной выше истины, значительно важнее показать детям, что именно из нее вытекает и ответ на вопрос, где и как надо искать решения назревших задач жизни.
И все отличие задач «производственных» от «общих задач жизни» в том и состоит, что ответ на поставленный выше вопрос, хотя и давно найден, не столь для детей очевиден. Состоит же этот ответ в том, что связь времен тогда только и осуществляется людьми (и детьми), когда элементы решений назревших задач жизни они ищут именно в тех самых условиях, которые их перестают удовлетворять. Но доказательным для детей этот ответ станет только на основе закона связи времен, выражаемого следующей формулой:
W1 — W2 = (c1 + v1 + m1) — (c2 + v2 + m2) =(m’ + 1)(k1 -k2) + m'(c2 — c1) **
В данном общем случае:
c- опыт (знания) предшествующих поколений;
v — опыт настоящего поколения по решению вставших перед ним задач;
m — задел по задачам будущих поколений, m = m’v ;
m’- cтепень устремленности в будущее, m’ = m/v;
k- издержки процесса, k = v + c;
W — общие затраты труда человечества по созданию людей, этот закон понимающих. «Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной (Р.Эмерсон)». «Цивилизованный дикарь — худший из всех дикарей (К.Вебер)».
В свое время отцам следует предложить детям проанализировать эту формулу. При этом полезно сразу же показать детям, что именно в соответствии с этим законом («Все испытывайте, хорошего держитесь».) развиваются наука и техника, и именно поэтому они развиваются столь успешно и стремительно. И выражается это в том числе в росте численности ученых и инженеров — людей, отчетливо понимающих, что способность приумножать добытое их предшественниками знание (c2 — c1) напрямую зависит от способности добытое их предшественниками знания (с1) усваивать. «Научи правдивого, и он приумножит знание (Пр.9,8)». При этом все «правдивые» ученые почитают своих предшественников своими учителями.
То же самое должно было бы быть и в жизни: «Учеником предыдущего дня является следующий день», — гласит латинское изречение. Но в науке жизни положение несколько иное, чем в других науках. Своеобразие этого положения можно проиллюстрировать словами Плиния Младшего: «Если ты рассчитываешь на потомков, то для них недоделанное — то же самое, что не начатое». А само положение можно обрисовать словами Сенеки: «Те, кто жили до нас, много свершили, но ничего не завершили».
Отцам полезно понять, что даже с привлечением математики они не многое докажут своим сыновьям, если не донесут до них понимание: «Наука — есть знание, приобретаемое через ясные и основательные начала (Н.Г.Курганов)». Недаром М.В. Ломоносов отмечал: «Сколь трудно полагать основание!» Поэтому отцам не следует жалеть труда и времени для разъяснения детям, что в основе представленной выше формулы закона связи времен, в начале всего «разумного, доброго, вечного», которое было, есть и будет во множестве книг лежит истина взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия, рассматриваемая в движении. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь (К.Прутков)».
В ней, как писал В.Шекспир в сонете 11, заключена вся мудрость бытия. В Библии же написано: «Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность». Вообще, как отмечал Г.Галилей, мудрость есть способность идти от истинного общего к частному. И еще Г.Галилей подчеркивал: «Высшая мудрость — знать самого себя». Поэтому отцам, которым не безразлична будущность их детей, необходимо развивать способность детей делать из этой истины закономерные, выходящие на практику людей выводы. Развивая у детей такую способность отцы будут развивать в детях способность видеть, узнавать, ценить подобные выводы, сделанные другими людьми, и, главное, воспринимать подобные выводы, которые отцы будут стараться донести до своих детей. А как известно, — нет ничего практичней хорошей теории. И одним из таких, связывающих теорию и практику выводов, является очень важный и для отцов и для детей вывод: «Удержать положительное в его отрицательном, содержание предпосылки — в ее результате, вот что есть самое важное в разумном познании (Г.Гегель)».
То есть уметь находить положительное в жизни, опыте отцов прежде всего важно для самих детей. Именно такая способность является предпосылкой их движения вперед. А еще задолго до наших отцов было известно: «Не идти вперед — значит идти назад».
Известный физик Р.Фейнман отмечал: «Математика — это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе…При помощи математики можно связывать одно утверждение с другим». Поэтому формула закона связи времен должна помочь отцам и детям не только видеть взаимосвязь всех вытекающих из истины взаимосвязанного сосуществования элементов прошлого, настоящего и будущего в каждом миге бытия выводов, но и бессвязность положений и выводов, которые могут подсовываться, внушаться, навязываться детям силами, пытающимися за дымовой завесой слов о цивилизации отбросить отцов и детей в варварство.
* Обоснование такого названия закона приводится в опубликованной ранее статье автора «Зеркало Шекспира».
** Одни из первых публикаций этой формулы можно найти в журналах «ЭКО», 1990 г., Љ 2, с. 81 и «Наука в СССР», 1991 Г., Љ 2 (Љ 3 на ин. языках), с. 79.