Конструирование с детьми из цветных крышек

Цветные крышки! Простые, разноцветные, удивительные, таинственные, волшебные крышечки! Упражнения и игры с ними способствуют решению сенсорных задач: формированию представлений о цветах и их оттенках, геометрических фигурах и практике их преобразования, развитию мелкой моторики рук. Они помогают обучению счету, знакомству с цифрами, буквами и т.д.

Занятия, упражнения, игры с самыми обычнымикрышками развивают психические процессы — внимание, восприятие, память, воображение, формируют навыки терпения, самоконтроля, развивают умение регулировать движения. А так как у нас специализированная группа, то одной из важнейших задач является коррекция зрения детей. Игры и упражнения с крышками развивают глазомер, прослеживающую функцию зрения, способствуют развитию фиксации взора.

Цветные крышки мы собирали постепенно и, что называется, «всем миром» — сотрудники, дети с родителями, родственники, знакомые… Сейчас у нас в группе более двух тысяч крышек, и это еще не предел. Также постепенно появлялся и возрастал интерес к их использованию.

Начинали мы с простого. Выкладывали “дорожки”, “бусы”, “змейки”, “паровозики с вагончиками”, “елочные гирлянды”. Затем на занятиях по математике попробовали выкладывать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник), потом силуэтные изображения предметов (дом, машина) и определяли, на какие геометрические фигуры они похожи. Охотно выкладывали буквы, слова, цифры, примеры.

Группа наша разновозрастная. У старших детей стал быстро проявляться интерес к играм с крышками, и мы начали выкладывать пирамиды. Сначала маленькие, по 8—10 крышек в основании, затем все больше и больше.

Правила конструирования высотных построек из крышек довольно сложны. Крышки нужно плотно приставлять друг к другу, строго соблюдать линии постройки при выкладывании верхних рядов. Сколько было казусов и огорчений! Ведь прямолинейные пирамиды не выдерживают заданной у основания высоты и рушатся при малейших неточностях и отклонениях в выкладывании, при неосторожном обращении с этими хрупкими конструкциями. Ребята научились строить длинные пирамиды по извилистой, зигзагообразной линиям. Сколько же бывает радости, любования, восхищения, гордости при удачных вариантах построек! У детей возникает желание сохранить их подольше, показать сверстникам, сотрудникам, родителям.

Конструировать цветные пирамиды мы учились вместе. Например, я выкладывала первый ряд из белых крышек, Анюта — второй ряд, — из красных, Катя — третий ряд, — из голубых. И выше, в той же последовательности, каждый работал со своим цветом. Это вертикальное чередование цветов, где каждый горизонтальный ряд был одного цвета.

Затем попробовали чередовать цвета в горизонтальном ряду: белая крышка, зеленая, белая и т.д. Получилась пирамидка, рисунок которой состоял из наклонно-вертикальных бело-зеленых линий. Позже стали варьировать цвета. Например: две коричневые, две желтые и т.д. Выкладывали четыре ряда, затем направление сдвигали на одну крышку слева направо, еще четыре ряда вверх, затем сдвигали направление справа налево и так дальше. В результате получалась пирамидка с двухцветными зигзагообразными вертикальными линиями. И таким образом варьировать цветовые решения можно бесконечно.

Ребята стали выкладывать пробки по кругу и строить самые разнообразные по размерам и вариациям цвета башенки. Затем попробовали строить маленькие пирамидки по кругу и стали называть их “звездами”. Теперь дети почувствовали себя настоящими маленькими мастерами. Некоторые из работ мы фотографировали, и они представлены здесь на фотографиях.

У младших детей навыки выкладывания из крышек значительно слабее, но желание играть с ними есть. Используем “сухой аквариум”, выкладываем простые плоскостные изображения. Ребенок, который научился строить маленькие пирамидки с основанием в восемь крышек, очень радуется и выкладывает их разных цветов.

Для физкультурного уголка у нас (с помощью родителей) изготовлен “сухой бассейн”, бильбоке, есть шашки.

Ребята очень любят выкладывать различные постройки для сюжетно-ролевых игр. Например, “комнаты” на ковре для игры “Семья”, загородки-клетки для зверей в “Зоопарке”. Улица, подъезды к домам, гаражи для машин в играх по правилам дорожного движения и т.д.

У некоторых ребят конструкторы из цветных крышек появились дома и, по отзывам родителей, вызывают у детей постоянное желание конструировать.

Цветные крышки стали для нас настоящим увлечением! И, наблюдая за играми детей с ними, можно с уверенностью сказать, что этот вид деятельности способствует подготовке детей к школе, развивает психические процессы, интеллект, так необходимые во взрослой жизни.