Юридические профессии сейчас как никогда востребованы, модны и престижны. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у многих родителей возникает потребность приобщить к правовым знаниям своих детей, как можно раньше. Возникает вполне обоснованный вопрос: «Когда и с чего начинать?» И вот здесь большинство пап и мам оказываются в тупике. Ко многим профессиям можно готовить в самом раннем возрасте. Для будущих музыкантов существуют музыкальные школы, для художников школы художественные, и будущие гении берут в руки скрипку или кисть уже в четыре-пять лет. Отсюда и вполне закономерный успех. Причем, уже к десяти годам становится ясно, годится ли ребенок к данной профессии. Его ли это дело.
Но вот с юристами (впрочем, как и с десятком других профессий) дело обстоит совершенно иначе. Право начинают изучать в школе в лучшем случае только в восьмом классе, когда творческая личность практически уже сформирована. А время потеряно. Что делать? Начинать вводить ребенка в профессию самостоятельно и начинать прямо сейчас. Для этого надо сделать три основных и необходимых шага.
1 шаг. Введение в правовое поле. (Игровая стадия)
2 шаг. Подсознательное осознание пользы и необходимости правовых знаний. (Чувственно-эмоциональная стадия).
3 шаг. Погружение в правоведение. (Завершающая стадия).
А теперь разберем все три шага поэтапно и последовательно.
Шаг первый. Введение в правовое поле.
Все должно начинаться с веселой и увлекательной игры, суть которой заключается в том, чтобы создать правовое пространство первого уровня. Что это такое? Это правовая система вашей семьи. Да-да! Надо начать с того, чтобы всем вместе (участие ребенка, детей здесь обязательное условие) разработать правовой акт. Например «Конституция нашей семьи». Не надо слишком много мудрствовать. Достаточно придумать полтора десятка правил, но очень значимых и весомых, в которых были бы отражены права и обязанности всех членов семьи. Именно на этой стадии ребенок знакомится с такими понятиями, как закон, правило, права и обязанности и начинает понимать значение конституции, как основного закона. После того, как основной закон разработан, его надо распечатать, либо на большом красивом плакате, который будет висеть на видном месте (здесь можно проявить любую самую смелую фантазию), либо в виде брошюры, а лучше сделать и то и другое. Наконец обязательно необходимо провести процедуру принятия семейного закона в виде торжественного праздника, а затем всем вместе выполнять или следить за исполнением своих законов. Обратите внимание, что данная игра мероприятие длительное, здесь главное не забросить идею, и в то же время не превратить все в рутину. Как только исполнение законов станет стабильным и нормальным явлением для всех членов семьи, можно переходить к следующему шагу.
Шаг второй. Осознание пользы и необходимости правовых знаний.
В первой стадии становления нашего будущего гениального юриста, мы работали с его разумом. На втором этапе мы обратимся к чувствам, к внутреннему миру ребенка и наполним его положительными образами, связанными с правом. Чувственно-эмоциональная стадия самая важная, потому что формирует у ребенка отношение к праву, как к важнейшей отрасли человеческой деятельности. Главным инструментом для успешного эмоционального осознания для нас станет повесть «Как Димка за Права человека боролся». Эту книгу надо прочитать вместе с ребенком, вместе сопереживать героям, а затем обсудить ее и повторить основные знания, которые были получены в процессе чтения. Главное внимание конечно же надо уделить Димке, герою повести. Разобрать его проблемы и подумать над способами их разрешения. На этом этапе ребенок поймет главную мысль о юридической профессии: «ЮРИСТ – это 0человек, который помогает людям разрешать их ПРОБЛЕМЫ». Подберите несколько фильмов, в которых можно наблюдать работу юриста. Главное правило здесь такое: ЮРИСТ должен быть положительным персонажем. Со своей стороны могу посоветовать следующие фильмы: «Незнакомец в доме», «Блондинка в законе», «Адвокат Пери Мэйсон». Когда эмоциональное состояние положительного восприятия юридической профессии в ребенке сформировано, можно переходить к последнему этапу.
Шаг третий. Погружение в правоведение.
Самый ответственный шаг. Здесь необходимо появившийся интерес обеспечить дидактическим материалом. Не бойтесь подарить ребенку комплект учебников «Основы правовых знаний» с пятого по седьмой класс для школ с гуманитарным направлением. Не помешает приобрести Конституцию РФ и «Всеобщую Декларацию прав человека», желательно с комментариями, детскую правовую энциклопедию. Пусть все эти книги всегда будет под рукой у ребенка. Там очень много полезного и интересного для ищущей детской души. И будьте уверены, что в школе в восьмом или девятом классе он уже станет изучать право осознанно, с интересом и будучи вполне подготовленным, чтобы овладеть правовыми знаниями на самом высоком уровне. Не удивляйтесь победам на школьных и городских олимпиадах. И очень вероятно, что именно при таком подходе к делу, в будущем ваш ребенок станет знаменитым адвокатом, новым Плевако, или членом Конституционного или Верховного суда Российской Федерации.