Как протекает двигательное развитие младенца?

Ухаживая за своим ребенком в течение первого года жизни, родители не могут не заметить, как изменяется его двига­тельное поведение. Возникнув в процес­се взаимодействия с матерью, развива­ются все навыки младенца: двигатель­ные, сенсорные (способность ощу­щать) и познавательные процессы, эмо­циональные реакции и речь.
Первые двигательные реакции ново­рожденного строятся на основе безу­словных двигательных рефлексов. Это поиск ртом и сосание, случайное схватывание вложенных в кулачок предме­тов, случайная остановка взгляда на попавших в поле зрения вещах или ли­цах, вздрагивание при резком звуке, свете, принятие определенной позы в определенном положении (например, позы фехтовальщика в положении ле­жа на спине), автоматическая поход­ка и т. д.
Вместе с тем к концу 2-го месяца жизни младенец уже умеет контроли­ровать движения глаз, останавливать их на интересных объектах и просле­живать, правда скачкообразно, медлен­ные передвижения этих объектов. К кон­цу 2-го месяца начинают угасать такие безусловные рефлексы, как автоматиче­ская походка, рефлекс ползания, не вы­является асимметричный шейно-тонический рефлекс (поза фехтовальщика), снижается тонус или мышечное напря­жение в верхних конечностях и увели­чивается количество активных движе­ний.
К началу 3-го месяца у ребенка фор­мируются рефлексы, позволяющие ему разгибать ручки и ножки, а также так называемый шейный симметричный рефлекс, который особенно хорошо вы­ражен в 4-месячном возрасте, благода­ря чему ребенок поднимает голову и весь плечевой пояс.
В течение 3-го и 4-го месяцев жиз­ни у младенца развивается зрительно- моторная координация: ребенок, лежа на спине, поднимает ручки к лицу и долго рассматривает их, следит за дви­жущимся предметом и тянется к нему, двигательно возбуждается при виде интересных объектов, когда они находятся на близком от него расстоянии (т. е. на таком расстоянии, при котором ребенок мог бы, если бы умел, дотянуться до них рукой). Развитие зрительно-моторной координации движений руки под контролем зрения дает младенцу возможность осуществлять первые целенаправленные действия: активные захваты игрушек.
К 5 месяцам ребенок может самостоятельно перевернуться со спины на живот, активно захватывает ты, хотя и не очень хорошо. При  потягивании за ручки малыш садится, а в 6 месяцев сидит самостоятельно. К 7 месяцам повышенное мышечное напряже­ние уменьшается, развивается разгибательный тонус, появляется реакция опоры. К 8 месяцам резко возрастает двигательная активность ребенка: он переворачивается с живота на спинку и обратно, садится, встает на четверень­ки, уверенно крутит головой. Берет пред­меты, в предметных манипуляциях уча­ствуют обе руки. В 9 месяцев ребенок пы­тается встать, цепляясь за опору, по­очередно подтягивая ноги, помогая ру­кой выпрямить колени. В 10 месяцев самостоятельно встает и пытается хо­дить, но падает. Подолгу играет игруш­ками, при этом в работе руки впервые активно участвуют второй и третий пальцы. К началу 2-го года жизни боль­шинство детей умеют ходить, сохраняя неустойчивое равновесие.
Таким образом, в результате двига­тельного развития у младенца возникает способность к контролю движения го­ловы, руки и туловища, что позволяет ему удерживать голову, хватать, сидеть, стоять и ходить. Именно эти реакции обеспечивают возможность расширения поля восприятия ребенка и возникно­вения первых форм его предметной дея­тельности. Их отсутствие в поведенче­ском репертуаре годовалого ребенка должно привлечь к себе внимание ро­дителей, которым следует немедленно обратиться за консультацией к врачу- психоневрологу или детскому невро­патологу.

Узнать подробнее о двигательном поведении младенца можно на сайте http://nastena-slasten.ucoz.ru