Геометрия для дошкольников

Для того, чтобы ребенок мог уверенно ориентироваться в окружающем мире, он должен уметь различать предметы по разным признакам, в том числе и по форме.

С раннего детства малыша окружает множество предметов. Одни из них имеют одинаковую форму, другие — разную. В каждом возрастном периоде восприятие детьми формы предмета имеет свои особенности. До трех лет дети связывают признак формы с конкретным предметом. При этом малыши воспринимают геометрические фигуры как обычные предметы и дают им названия тех знакомых предметов, на которые эти фигуры похожи. Например, треугольную призму называют крышей домика.

До трех лет дети способны различать по образцу только контрастные по форме геометрические фигуры. В этом возрасте необходимо давать детям возможность выполнять различные действия с предметами в соответствии с их формой. Надо предлагать малышам разнообразные игры и упражнения: «Прокати шарик», «Построй башенку», «Покажи такую же фигуру», «Чудесный мешочек», «Каждую фигуру — в свой домик». Полезными и интересными для детей являются игры с деталями из строительного конструктора и геометрической мозаикой. Во всех этих играх ребенок исследует геометрические фигуры осязательно-двигательным путем, строит из фигур башенки или катает их, накладывает одну фигуру на другую, ставит рядом, сравнивает. Тем самым малыш постепенно узнает характерные признаки геометрических фигур.

Детей начинает интересовать, как называется та или иная фигура. Поэтому взрослые в ходе таких игр должны ненавязчиво называть «имена» геометрических фигур. С этой целью на первом этапе надо использовать как привычные для детей названия предметов (например, «яйцо»), так и общепринятые геометрические термины («овалоид»). Причем, привычное название должно быть «придумано» самим ребенком, а не навязано ему взрослым.

Детям совсем не обязательно повторять геометрические термины за взрослыми. Когда малыши играют с предметами, геометрическими фигурами, исследуют их, слышат их названия, то они постепенно накапливают необходимый опыт и с 3—4 лет уже способны различать геометрические фигуры по характерным признакам и названию.

В дошкольном возрасте важно ввести сначала в пассивный, а затем в активный словарь детей общепринятые названия тех геометрических фигур, формы которых имеют окружающие предметы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция, цилиндр, конус, овалоид, пирамида, призма (четырехугольная и треугольная).

В ходе сравнения фигур между собой в возрасте 3—5 лет дети способны выделять такие характерные признаки фигур, как: катится — не катится, есть препятствия — нет, можно построить башенку — нельзя, разное количество углов и т. д.

В таком возрасте ребенок уже не отождествляет геометрические фигуры с предметами, а только сравнивает. Дети еще не способны обобщить фигуры по форме. Этому мешают такие признаки фигур, как цвет, величина, расположение в пространстве, отличия в пропорциях сторон и осей. До 5 лет им тяжело различать похожие по форме пло­ские и объемные фигуры, хотя они могут сделать это по образцу, к примеру, если показать ребенку овалоид и спросить: «что это?», то, скорее всего, он ответит, что «это — овал». Но если положить рядом овал и овалоид и, показывая еще одну модель овалоида, попросить малыша дать такую же фигуру, то он сделает правильный выбор.

Надо отметить, что познание характерных свойств геометрических фигур проходит в течение нескольких этапов. Сначала детям предлагается сравнивать данную фигуру с контрастной по форме фигурой такой же объемности, например, призму с шаром (или  цилиндром). При таком сравнении выясняется: есть у фигуры препятствия (углы) или нет, катит­ся она или нет, можно построить башенку или нет. Затем целесообразно сравнивать данную фигуру с известной детям близкой по форме фигурой такой же объемности, например, четырехугольную призму общего вида с кубом.

На этом этапе можно показать детям с помощью условной мерки, что все стороны (ребра) у куба имеют одинаковую длину, а у призмы общего вида соседние (выходящие из одной вершины) ребра имеют разную длину. На следующем этапе сравниваются еще более близкие по форме фигуры, например, четырехугольная и треугольная призмы. Для этого надо сравнивать по форме основания фигуры (четырехугольник — треугольник), количество углов (восемь — шесть). Можно показать, что из четырехугольных призм можно всегда построить башенку, а из треугольных — только в том случае, когда они стоят на основании, а если треугольная призма лежит на боку, то ее можно использовать, как крышу для домика.

В 5—6 лет дети способны уже отличать близкие по форме плоские и объемные фигуры. Поэтому на данном этапе предлагается сравнивать между собой близкие по форме фигуры разной объемности. Так, куб сравнивается с квадратом. Для этого предлагается спрятать между прямыми ладонями (или ладонью и поверхностью стола) сначала плоскую, а затем объемную фигуру. Выясняется, что плоская фигура прячется в ладошки, а объемная — не прячется. С этой целью можно предлагать группировать фигуры в ходе игры «Почта»: плоские фигуры — «конверты» — проходят в прорезь почтового ящика, а объемные фигуры — «посылки» — не проходят.

Другим методом сравнения плоских и объемных фигур является подсчет уголков. Так, у четырехугольной призмы имеется 8 углов, а у четырехугольника — 4. Кроме этого, важно обратить внимание детей на то, что плоские и объемные фигуры используются в разных видах конструктивной и изобразительной деятельности. Причем в процессе аппликации и рисования объемные предметы изображаются при помощи соответствующих плоских фигур. Так, например, крыша домика, имеющая форму тре­угольной призмы, на рисунке изображается в виде треугольника.

В 5—7 лет дети способны воспринимать геометрические фигуры, как эталоны, пользуясь которыми люди определяют форму предметов. На этом этапе они способны абстрагировать признак формы от самих предметов. Это помогает им осознать связь между характерными свойствами той или иной фигуры и ее названием. Для того, чтобы научить обобщать предметы по форме, необходимо дать детям несколько моделей одной и той же геометрической фигуры разного цвета, размера, с разными пропорциями частей, по-разному расположенных в пространстве. Малышам предлагается обследовать эти фигуры, найти, чем отличаются, что общего и, наконец, назвать данную группу фигур одним словом. Затем детям даются следующие упражнения:

сказать, что общего у всех предложенных предметов (дети должны понять, что,  независимо от самых различных признаков, предметы имеют одну и ту же форму);

найти предметы, имеющие названную форму.

В такого типа упражнениях воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не использовали названия плоских фигур для обозначения формы объемных предметов. Допустимы два варианта обозначения в речи формы объемных фигур:

с помощью названий объемных фигур (например, «шкаф имеет форму призмы»);

с помощью двойных названий формы (например, «шкаф имеет объемную прямоугольную форму»).

В рассматриваемом примере нельзя говорить так: «Шкаф имеет форму прямоугольника», так как шкаф — это объемный предмет, а прямоугольник — плоская

интеллектуальная подготовка ребенка к школе

http://vscolu.ru