Нарушение темпа речи, а проще говоря, заикание волнует многих родителей. Так что же такое заикание? Почему ребенок начинает заикаться? Как помочь ребенку преодолеть эту проблему? Все эти вопросы часто задают себе родители, чьи дети заикаются.
Заикание проявляется в нарушении темпа, ритма и плавности устной речи, вызывается судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками, повторением отдельных звуков, слогов, слов, введением в речь добавочных слов (подмена «трудных» слов «легкими») и вспомогательными движениями (кивками, подмигиванием, покачиванием).
Если ваш ребенок начал заикаться, не стоит думать, что все пройдет само собой, необходимо обратить на это внимание и помочь ребенку справиться с ним. В противном случае ребенок может начать стесняться, чувствовать себя неуверенным и в дальнейшем, возможно, развитие логофобии (страх перед речью).
Заикание не появляется само по себе. Этому всегда сопутствуют некоторые предпосылки.
Следует незамедлительно обратиться к специалисту – логопеду, если ваш ребенок:
• внезапно замолкает и отказывается говорить;
• употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
• повторяет первые слоги или первые слова в начале фразы;
• останавливается в середине фразы или слова;
• если вам кажется, что что-то в речи ребенка не в порядке.
Легче предотвратить заикание, чем бороться с ним.
Многие задаются вопросом о причинах возникновения заикания. Специалисты выделяют несколько факторов располагающих к его появлению. Одна из наиболее частых причин заикания – острая психическая травма, нанесенная домашними или дикими животными, семейными ссорами, стихийными бедствиями, катастрофами, зрелищными мероприятиями, физическими травмами и т.д.
Предрасполагающими причинами к заиканию могут послужить окружающая среда и условия жизни и воспитания ребенка. К ним можно отнести нарушение режима питания и сна, отсутствие спокойных условий воспитания, сильные звуковые раздражители (постоянная громкая музыка, телевизор), большое скопление народа, нервные, инфекционные, соматические заболевания, вобщем, все то, что может отрицательно сказаться на нервной системе ребенка. Следует отметить, что неполноценность нервной системы может способствовать появлению заикания, но не является его причиной.
Особым видом является заикание, которое возникает в результате наследования, то есть когда ребенок имитирует то, что слышит. Это происходит в процессе частого общения с заикающимся взрослым. В этом случае нет необходимости лечения. Необходимо просто проконсультироваться со специалистом и помочь ребенку вернуть нормальную речь. Стоит больше общаться с ребенком взрослому не страдающим заиканием.
Часто причиной заикания может служить повышенная интеллектуальная нагрузка. В этом случае необходимо просто уменьшить количество информации и этот дефект исчезнет.
Существуют и иные причины, приводящие к заиканию: врожденная слабость речевого аппарата, поражения головного мозга, сотрясения мозга, неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение, переучивание леворукости). Вообще, причин, приводящих к этому расстройству речи, много. Главное – вовремя заметить начинающееся заикание и обратиться к специалисту.
Самый благоприятный возраст для лечения заикания – 2–4 года. Наиболее сложно его лечить в пубертатный период (10–16 лет). Никогда не поздно обратиться с этим вопросом к специалисту. На приеме логопед соберет весь необходимый анамнез: возраст матери, болезни матери и отца в период беременности, нервно-психические заболевания, сведения о речевом развитии ребенка (первые звуки, лепет, слова, фразы), отношения в семье, методы воспитания, как и когда возникло заикание, возможные причины, как ребенка относиться к своему заиканию. После этого будет проведено обследование ребенка, моторика. Общительность, игровой, учебной деятельности. Для этих исследований специалисты применяют картинки, стихи, игрушки и другой игровой материал.
Основные задачи обследования:
– место возникновения и форма речевых судорог;
– частота их проявлений и сохранные речевые возможности;
– сопутствующие нарушения речи и двигательные нарушения;
– наличие психологических особенностей, отношение ребенка к своему расстройству.
К заикающимся детям необходим особенный подход, т. к. у них, как и у детей группы риска, ослаблена нервная система. Им требуется спокойная обстановка, индивидуальный подход и правильный режим.
Если ваш ребенок заикается, вам следует придерживаться нескольких правил:
– не стоит читать страшные сказки, особенно на ночь; читайте больше добрых книг;
– не позволяйте долго смотреть телевизор, особенно передачи, не соответствующие его возрасту;
– не перегружайте ребенка большим количеством впечатлений за один день;
– не балуйте слишком своего малыша, в противном случае любой малейший отказ может стать психической травмой;
– самое главное – это ваша речь. Разговаривайте с ребенком плавно, не слишком быстро и не слишком медленно, как бы своим примером показывая правильную речь;
– ни в коем случае не кричите на малыша, не пугайте его, не применяйте силу по отношению к нему;
– очень полезны для такого малыша занятия музыкой или танцами, так как эти занятия способствуют развитию нормального речевого дыхания.
– поговорите с учителем в школе, таких учеников не стоит первыми вызывать к доске. Если при ответе ребенок начал заикаться учитель ни в коем случае не должен обрывать ребенка, лучше помочь ему договорить фразу. Также поступайте с ним и дома.
Обязательно поддерживайте ребенка в лечении этого расстройства. Выполняйте все предписания логопеда. Пусть малыш чувствует вашу поддержку и тогда хороший результат не заставит себя ждать.
http://www.topatun.ru/babyes/child_3-7/r24.html