Детская психология о том, как ощущают себя первые и вторые дети в семье

Детская психология говорит: нет двух таких детей, которые, будучи рождены в одной и той же семье, выросли бы в совершенно идентичной семейной атмосфере. Также не существует и двух детей, к которым их родители относятся или любят совершенно одинаково. Детская психология сообщает: это миф, что родители в равной степени любят всех своих детей. Они могут любить всех своих детей, но каждый ребенок занимает в их сердце особое место. На первого ребенка родители обычно реагируют иначе, чем на второго или третьего.

Конечно, связь между характером детей и порядком их рождения в семье, хотя и существует, но не является абсолютной. Самый младший ребенок может демонстрировать характер, который чаще всего встречается у самого старшего ребенка, а самый старший ребенок может вести себя так же, как обычно ведет себя самый младший ребенок в семье. Детские психологи считают поведение этих детей будет зависеть от того, как они воспринимают себя в семейной группе и каким образом пытаются найти там свое место.

Семейную структуру следует рассматривать как поле, на котором происходит развитие личности ребенка.

Единственный ребенок и детская психология.

Когда в семье один ребенок, то ему обычно свойственна большая, чем у других детей, чувствительность к тем правилам, которые устанавливают его родители, и он старается соответствовать их ожиданиям. Такие дети склонны мерить себя по взрослым стандартам, поскольку у них братьев и сестер, с которыми они могли бы себя сравнивать. Детская психология говорит — единственный ребенок часто имеет более традиционные установки, он ставит перед собой далеко идущие цели и впоследствии может претендовать на лидирующие позиции. Роль единственного ребенка в семье обладает как рядом преимуществ, так и рядом недостатков.

В преимущества входят:
— Единственному ребенку родители обычно могут дать больше материальных благ, чем нескольким детям.
— У родителей больше времени на ребенка.
— Родители проявляют к ребенку больше внимания.
— Ребенку не грозят переживания из-за того, что его место любимчика занял другой ребенок.
— Ребенку никогда не придется конкурировать с братьями и сестрами.
— Ребенок может находиться в центре внимания расширенной семьи – бабушек, дедушек, тетей, дядей и других.

К недостаткам относятся следующие:
— Ребенок может испытывать одиночество.
— Ребенок может стать эгоистом.
— Ребенок может расти в условиях свехопеки и запрета на ведение «нормальной», физически активной жизни, какую ведут большинство детей. Детские психологи говорят -родители могут проявлять излишнее усердие, чтобы защитить своего единственного ребенка от любого возможного физического ущерба.
— Родители часто соперничают друг с другом за любовь ребенка, что может вызвать трения между ними и создать ситуацию, когда ребенок «использует» одного родителя против другого.
— Ребенок нередко сильно переживает из-за раздоров между родителями и может ощущать свою ответственность за это.
— Ребенок может жить в страхе, что если что-то случится с родителями, он останется один во всем мире.
— У ребенка могут появиться трудности в принятии решений, потому что все решения принимаются за него.
— У ребенка могут возникнуть трудности в установлении взаимоотношений с одноклассниками, потому что у него мало опыта общения с другими детьми.

Старшие дети и детская психология.

Старшие дети обычно наделены большей ответственностью, большими правами и обязанностями (в том числе правами наследования имущества, титула и статуса). Старшие дети – это продолжатели традиций: они ответственны, часто консервативны, стремятся к достижениям, беспокоятся за честь семьи и ее репутации.

Самый старший ребенок и детская психология.

Хотя самый старший ребенок может проявлять ряд черт характера, присущих единственному ребенку – поскольку в течение некоторого времени он и был единственным ребенком. Самые старшие дети обычно более честолюбивы и имеют более традиционные установки, по сравнению с родившимися вторыми или третьими. Появление в семье другого ребенка почти всегда несет угрозу для самого старшего ребенка. До появления второго ребенка самому старшему ребенку не было необходимости делиться с кем-либо родительским вниманием и заботой.

Одной из наиболее выделяемых черт характера старшего ребенка является его потребность быть первым всегда и во всем, чтобы ни в коем случае не уступить занимаемую позицию. Если ребенку не удается быть первым при помощи позитивного поведения, то он может попытаться остаться первым посредством негативного поведения, чтобы родители больше беспокоились о нем, чем о других детях. Многие из них считают, что обладают правом получать особое внимание и занимать особое положение в семье.
Но, в общем, самые старшие – хорошие дети, обладающие чертами характера и навыками, которые вызывают одобрение у взрослых.

Второй ребенок и детская психология.

Позиция второго ребенка может оказаться весьма неуютной. По сравнению с ним все кажутся большими и совершенными. Второй ребенок обычно очень настроен на конкуренцию, на то, чтобы догнать, если не перегнать старшего брата и сестру.

Второй ребенок никогда не испытывает периода безраздельного внимания родителей. Он может восставать против доминирующего положения первенца. В большинстве случаев второй ребенок – полная противоположность первому. Если первенец пассивен, то второй обычно активен. Если первый ребенок готов к сотрудничеству, то второй может иметь проблемы с поведением. Детские психологи говорят — многие родители уверены, что эти дети уже родились с разными личностными особенностями и темпераментами. Необходимо понять, что эти различия являются следствием конкуренции между детьми. Поняв это, родители должны удерживаться от сравнения детей и не ссылаться на одного как на образец другого.

Самый младший ребенок и детская психология.

Самый младший всегда занимает особое место в семье. В основном их балуют и защищают все члены семьи. В зависимости от того, как семья реагирует на самого младшего ребенка, он может прийти к заключению, что такое положение, при котором он остается слабым и зависимым, — удобная позиция, поскольку позволяет использовать в своих целях всех и каждого. Или же ребенок хочет сравняться со всеми «гигантами» семьи и становится серьезным, хорошо успевающим учеником, добивается самых высоких результатов среди своих братьев и сестер.

Детская психология говорит — часто самые младшие дети верховодят в семье. Они устанавливают требования и диктуют другим. Если их требования не удовлетворяют, то они устраивают скандал. Очень часто они в конце концов получают то, что хотели, потому что родители требуют, чтобы старшие дети уступили младшему, поскольку он «еще мал и ничего не понимает». Таким образом, самый младший ребенок может стать тираном. С другой стороны, самые младшие дети не так зависят от своих родителей, когда хотят развлечься или составить с кем-то компанию. Самые младшие часто формируют теплые, доверительные отношения со всей семьей. Они также легко вступают в контакт с другими детьми в школе или по соседству. При этом самые младшие дети иногда испытывают приниженность своего положения относительно старших братье и сестер, ибо их не воспринимают серьезно и к ним не прислушиваются.
Детская психология говорит:

  • Младший ребенок не был травмирован появлением новорожденного. Родители от младшего ребенка гораздо меньше ожидают и оказывают на него меньше давления. Поэтому, он меньшего достигает.
  • Младший ребенок – это часто романтический герой, авантюрист, нарушитель традиций, которому приходится пробиваться самому.