Дети и деньги. Возвращаясь к старой теме

«Не покупаются, не покупаются:
Доброе имя, Талант и Любовь…»
Б. Окуджава

Гуляя по просторам Интернета я часто наталкиваюсь на статьи, посвященные вопросам взаимоотношений детей и денег. Часто, с горечью мне приходится констатировать тот факт, что многие из этих статей содержат информацию когда-то и кем-то переведенную из зарубежных журналов или книг. Возможно из Спока, а возможно из каких-то еще мне неведомых западных авторов по воспитанию. К сожалению поговорка «Что русскому хорошо, то немцу смерть» может быть переведена и в обратную сторону. Иными словами — то, что правильно на Западе — не подходит для российской реальности. Я выбрала несколько наиболее распространенных мифов о карманных детских деньгах и попытаюсь о них рассказать с моей точки зрения — с точки зрения обычной российской многодетной мамы.

Ошибка № 1: Давайте ребенку деньги за выполнение домашней работы.
Ничто не возмущает меня так сильно, как этот «мудрый постулат». Эта «мода» пришла к нам с Запада и, как это часто бывает, была бездумно (безумно) перенесена на отечественную почву.
Чего мы не учли?
Взрослые семейные люди на Западе нанимают для помощи по дому временную или постоянную прислугу (убирать дом, обслуживать вечеринки, мыть окна, косить газон). Так же, через агентство по найму, нанимается постоянная или почасовая няня для ребенка. При этом труд наемного работника оплачивается по минимальной фиксированной таксе!
Если у Западной (или Американской) семьи туго с финансами и необходимо сэкономить, то… нанимается ребенок (свой или соседский). Ребенку при этом платят меньше, чем взрослому, нанятому через агентство. За ребенка не нужно отчислять налоги, не нужно оформлять договор или страховку (а вдруг упадет или поранится на рабочем месте). Взрослый при этом экономит, эксплуатируя ребенка (чаще, кстати, чужого), а ребенок получает честно заработанные деньги.
При этом хозяйка дома как не мыла окна сама, так и не моет их….
А как у нас?
Положа руку на сердце, 90% россиян сами моют окна, косят газоны (если приспичит), а к детям приставляют бабушек (в худшем случае — дедушек).
По сути — когда мы просим ребёнка помыть посуду — мы просим его разделить с нами часть наших ежедневных обязанностей. Тех, которые мы сами каждый день выполняем, не нанимая для мытья посуды поле ужина «специально обученного человека».
Представим, что происходит, когда мы платим ребенку за эту же вымытую посуду. У ребенка сотрется грань между домашними обязанностями и … вымогательством.
То есть обычно убирает (стирает, гладит) — мама, но если сделать это за неё — то она отдохнет, а я получу карманные деньги. Заплатите ребенку один раз и вы вряд ли дождетесь от ребенка добровольной помощи по дому — он начнет требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе — это плоды вашего же воспитания.
Представьте себе ситуацию — мама платит сыну за мытье посуды. Сын женится, жена заболевает (или плохо себя чувствует во время беременности) и просит мужа помыть посуду. А он спрашивает — сколько ты мне за это дашь? Скажете — бред? Вовсе нет! Ему мама всегда платила за выполнение «женской обязанности» — чем жена хуже? Муж может и не сказать это жене, но в этой ситуации он будет считать себя вправе поощрить себя как-то иначе за то, что работал по дому. Домыслить способы самопоощрения вы можете сами.
Что делать?
Если в вашей семье не нанимают приходящих работников (а в большинстве российских семей так оно и есть), то домашние обязанности делятся между всеми членами семьи, могущими их выполнять. Ну в самом деле — не будете же вы платить мужу за то, что он приготовит ужин или заберет младшего ребенка из сада тогда, когда вы заболели или задержались на работе? Почему тогда за это же вы платите ребенку?
Посуду можно мыть по очереди или по принципу: каждый моет за собой + 1. В данном случае «+1» это посуда помытая за младшим, совсем маленьким членом семьи, или часть общей посуды, использованной во время приготовления пищи. Вы можете сказать — детям не нравится мыть посуду. Конечно. Особенно в том случае, когда вы при мытье посуды всем своим видом выражаете уныние. Или когда вы «стоите над душой» у ребенка, моющего посуду, приговаривая: «Только попробуй что-нибудь разбить!»
Я взяла в качестве примера посуду, но это относится и к остальным домашним обязанностям: учите детей готовить, делать покупки в магазине, обращаться с маленьким ребенком, убираться, сортировать белье для стирки. Даже если в будущем все это будут делать умные машины — чтобы изобрести машину для переодевания памперсов — нужно, чтобы изобретатель знал как это делается.

Ошибка № 2: Давайте ребенку деньги за оценки в школе.
Если честно, я не знаю — кто это придумал и когда это случилось. Мне встречались мамы, которые доказывали, что это правильно. Они говорили, что учеба для ребенка — это как работа, а за работу положены деньги. И вроде все верно. Только не совсем.
Учеба — это, конечно труд. Но это еще и время, чтобы определить — в каком направлении дальше развиваться и двигаться. К чему есть способности, а к чему — нет. Мы разные. И это здорово, что у кого-то из нас тонкий слух, а у кого-то потрясающие способности к математике. Это значит — каждому есть что совершенствовать. Но ребенок, поставленный в зависимость от денег, не может, не успевает ничего совершенствовать. Он ходит в школу «на заработки».
Но, положа руку на сердце, разве всегда успех сопровождается денежным вознаграждением. Когда-то была такая песня: «Дай мне такое дело, чтобы сердце пело!» Только занимаясь любимым делом человек может быть счастлив. Ребенок, который получал деньги за оценки сломается еще в институте — или вы и там будете оплачивать ему удачно сданные сессии? Но хуже всего то, что он не сможет выбрать дело, к которому у него «сердце поет». А выбирая работу только по принципу высокой зарплаты можно легко превратить свою жизнь в каторгу.

Ошибка № 3: Поработай на меня.
Иногда предлагается платить ребенку за то, за что родители сами получают деньги. Например, взрослый ребенок может помочь родителю оформлять сайты или подшивать какие-то бумаги — в общем делать за родителя часть его повседневных рабочих обязанностей. Казалось бы — что плохого.
Вроде ничего, но тут тоже есть свои подводные камни. Ребенок старшего школьного возраста вполне может узнать — сколько стоит подобная работа на рынке труда. Готовы ли вы платить ребёнку по минимальной ставке, принятой для подобной работы? Если ответ — да — платите! Если — нет, то какое мнение о справедливости оплаты труда получит ребёнок, и нужна ли ему в такой ситуации эта «работа»?
Подумайте сами: если бы вам предложили поработать, но предложили бы за работу сумму во много раз меньше, чем обычно платят за аналогичный труд? Что бы вы сказали? А если бы вы узнали, что за работу платят обычную сумму, но львиную долю этой суммы получает кто-то другой, а не тот, кто делает работу — то есть не вы — что бы вы стали делать?
Кроме этих проблем нужно помнить о том, что привлекая ребёнка к помощи за деньги вы становитесь работодателем, а ребёнок — подчиненным. А это совсем другие отношения нежели родитель-ребёнок. Сможете ли вы сохранить баланс взаимоотношений? Это очень трудно. Скорее всего придется жертвовать близкими отношениями родителя и ребёнка. Вы готовы к этому? И стоит ли овчинка выделки?

Ошибка № 4: Родитель должен контролировать расход карманных денег
В таком случае можете вообще ребёнку денег не давать. Это по-прежнему не его деньги. Ведь вы распоряжаетесь тем, как ему их тратить и на что. А если не давать детям тратить карманные деньги и все время контролировать этот процесс, то они вряд ли научатся ими распоряжаться.
Часто родители волнуются, что дети потратят карманные деньги на что-то запретное. Это вряд ли случится, если у вас доверительные отношения и нормальный климат в семье. Во всех остальных ситуациях нужно обращаться к специалистам-психологам.
Недоверие слишком сильно ранит. Лучше вовсе не давать ребенку карманных денег, чем отравить его жизнь постоянными подозрениями в том, что он купил что-то запретное.
Отвечаем на вопросы
В процессе самостоятельного расходования средств у детей возникают вопросы. Например: как накопить денег. Или как правильно распорядиться деньгами. Вы можете показать им несколько возможностей и пояснить — что будет в результате каждой из них.
Не навязывайте свою точку зрения. Лучше покажите, что у ребёнка есть выбор. Возможно, он совершит ошибку или даже потеряет деньги. Но при этом он научится решать проблемы и беречь свои капиталы.

Ошибка № 5: Поиграем в магазин?
Иногда предлагается объяснять детям смысл денег в игровой форме. Но нигде не написано — что это должна быть за игра. Каковы её правила?
Мне ясно только одно: в настоящие деньги играть нельзя. Можно учить детей основам экономики при помощи настольных игр типа «Монополии» и сходных с ней. Но настоящие деньги — это серьёзно. И отношение к ним должно быть серьёзное, а не игровое. Играть в деньги — даже мелкие — нельзя. Если ребенок не научится уважать деньги, пусть самые мелкие — он не научиться уважать и крупные деньги.

Как же давать карманные деньги?
Установите сумму. У ребёнка вполне можно спросить — сколько он хочет получать в месяц. Поверьте, суммы чаще всего бывают вполне разумными, кроме того их всегда можно скорректировать. Тратят деньги дети на то, что считают нужным. Можно заранее обсудить — что оплачивают родители, а что оплачивают дети. Например в моей семье, я оплачиваю учебу, дополнительные занятия, мобильный телефон (в установленном размере), одежду, обувь….. и т.д. Дети платят за «излишества», за какие-то безделушки, диски с песнями, доплачивают за мобильный, когда много наболтали, иногда сами себе покупают более красивые ручки-тетрадки, а иногда возмещают потери: покупают вещи аналогичные тем, что потеряли или сломали…
Всеми тратами дети распоряжаются сами. Если не давать детям тратить карманные деньги и все время контролировать этот процесс, то они вряд ли научатся ими распоряжаться.

Личный пример
Это самое интересное и трудное. Если вы сами откладываете часть зарплаты (обычно в умных книгах рекомендуется откладывать 10%), то и ребенку можно рассказать об этом. Но если вы живете от получки до получки и еще занимаете в конце месяца, то ребенок будет делать то же самое.
При этом ребёнок может попасть в неприятную ситуацию. К примеру, он каждый месяц видит, как вы занимаете у соседки денег. Он может захотеть «перехватить» денег у вас, ссылаясь на то же, на что ссылаетесь и вы — не хватило на месяц. Это вполне понятно, особенно в том случае, когда вы называете его карманные деньги «зарплатой» или «получкой». Не получив пополнения суммы у вас он может … попросить её у соседского ребёнка. И вполне вероятно, что получит. Дальше ситуация может выйти из-под контроля. Не стану фантазировать и придумывать неприятные истории — вы вполне можете придумать их сами. Так что следите за тем, что вы делаете со своими денежными средствами и за тем, что вы говорите о деньгах. Дети берут с вас пример.

Разговоры, разговоры…
Послушайте — что вы говорите про деньги. Какие установки действуют в вашей семье. «Деньги не пахнут?» «Всех денег не заработаешь?» «Деньги — это грязь?» «За деньги можно купить все?» «Все покупается и продается?» Психологи утверждают, что каждая подобная семейная установка может негативно повлиять не только на финансовую сторону жизни ваших детей, но и на их взаимоотношения с окружающими.
На самом деле деньги — это только средство. Сами по себе они не могут сделать человека счастливым. Поэтому относитесь к деньгам так, как они этого заслуживают. Не становитесь их рабом. И не порабощайте с их помощью своих детей. Кроме денег в жизни есть еще множество прекрасных вещей, которые нельзя купить за деньги. Например тех, что перечислены в эпиграфе к этой статье.

Наталья Розина