Сколько нужно выпить, чтобы опьянеть? Здесь нужно ввести понятие "толерантности" — устойчивости, или переносимости алкоголя. Толерантность определяется как предельно допустимая доза, после употребления которой человек выживает — но это у врачей. В бытовом понятии толерантность — это то количество спиртного, которое человек может выпить и не опьянеть. Причем чем выше толерантность (чем больше это количество), тем вероятнее наличие алкогольной зависимости. Часто можно наблюдать, как за столом матерые мужики, хлестающие водку стаканами, смеются над юношей, который хмелеет после бокала вина: "Эх ты, не умеешь пить!" Но фактически они хвалятся своей болезнью: молодой человек, к счастью, еще не имеет высокой толерантности к спиртному, а насквозь проспиртованные мужланы стали закоренелыми алкогольными наркоманами.
Многие говорят, что если бы все спиртное запретить, то никто бы и не становился алкоголиком… По меньшей мере это наивно. Потому что во время действия любого сухого закона люди найдут, чем одурманиться, если им это нужно: будут пить одеколон, тормозную жидкость… Потом, как поется в одной песне, "виноградная лоза, ты ни в чем не виновата". Ведь при употреблении алкогольной продукции, прежде всего, необходимо ставить вопрос: с какой целью? Чтобы оценить букет вина, оттенить вкус употребляемого блюда, или чтобы дать себе по мозгам? И как только для человека заканчивается гастрономическая функция спиртного и становится важной его фармакологическое действие, — это и есть начало алкогольной болезни.
Да, есть гурманы, пьющие вино в качестве дополнения к тому или иному блюду. И если это вино выпивается с сугубо гастрономическими целями, у человека нет желания постепенно увеличивать дозу: ибо он как раз стремится избегать даже легкого алкогольного "удара по мозгам", расценивая его только как досадный артефакт при употреблении вина. А вот когда вино пьется именно ради этого "удара", пусть даже легкого и в какой-то мере "стимулирующего" — вот тогда есть очень серьезный шанс, что такая стимуляция со временем перейдет в алкогольную зависимость. Собственно говоря, ощущение "легкого веселья в голове" после принятия некоей дозы спиртного — это первый признак отравления алкогольным ядом.
А иному человеку после употребления спиртного нужно только вот это самое состояние отравления. И соответственно, когда организм привыкнет к малым дозам, и они перестанут вызывать состояние "веселья в голове" — дозы начнут повышаться. По классификации Портнова-Пятницкой это уже и есть первая стадия алкоголизма. Перейдет ли периодическое употребление спиртного в зависимость — зависит, извините за тавтологию, от многих факторов: и от мотивации (как принятия спиртного, так и жизненной), и от структуры личности, и от биологической конституции, и от родительского сценария (сценариев), и от социальной среды и установок социума, и т.п.
Опасность алкоголизма (особенно в обществе и культуре, где выпивать принято — и это порой буквально навязывается) в том, что на ранних стадиях он не заметен. Стимулируемая обществом "норма выпиваемого" на самом деле существенно выше биологической потребности в спиртном у алкоголика на первой стадии, живущего в "рафинированной среде", не провоцирующей к употреблению спиртного. И отличить алкоголизм от "неалкоголизма" объективно сложно (особенно опять же на стадиях ранних). Основное отличие — субъективное. Как говорил доктор Э.Е.Бехтель, "здоровый человек идет в некую компанию ради самой компании, и готов там даже выпить — только чтобы иметь возможность пообщаться в этой компании.
Алкоголик же идет в компанию ради выпивки, и готов даже выносить общение в этой компании, только бы ему позволили там выпить". А внешне это может быть совершенно неотличимо. Заметной "на глаз" становится лишь вторая стадия алкоголизма, потому что на ней появляется тот самый похмельно-абстинентный синдром (он же так называемый синдром Жислина). Это уже формирование фармакологической зависимости от алкоголя.
По материалам сайта: http://www.naritsyn.ru/