Скорочтение (быстрое чтение, рациональное чтение)

Условно обучение скорочтению (быстрому чтению) можно разделить на два этапа: работу по устранению мысленных барьеров (установок) мешающих быстрому чтению и закреплению эффективной стратегии чтения. На мой взгляд, барьеры и негативные установки реально изменить (снять) только на тренинге. Курсы скорочтения харьков.  А вот закрепить эффективную стратегию чтения можно (и нужно) попробовать самому.

 

Для этого хотел бы написать о том, как происходит понимание теста, да и вообще любой информации человеком. Все дело в том, что слово, как произнесенное, так и написанное, само по себе человеку непонятно. Для человека понятен образ, который вызывает это слово. Как только человек представил образ (увидел картинку, почувствовал ощущение, услышал звук), можно сказать, что он понял. При этом правильно или неправильно, для  нас не имеет значения. Любую информацию каждый человек понимает по-своему. А слова, это всего лишь некие знаки, иероглифы, которые служат для того, чтобы эти самые образы у нас вызывать. При этом, если я скажу вам такое слово: «вода», каждый читатель представит себе что-то свое: море, озеро, водопад, стакан с водой, лужа и т.д. А если я скажу так: «вода, которая скопилась на крыше, начала постепенно объединяться в тонкие струйки и течь вниз…», у вас уже возникнет более полный образ. Ну а если я продолжу: «… и когда автобус трогался, эти струйки устремлялись в щели, и попадали на головы пассажиров, которые ехали утром на работу…», ваш образ станет еще более полным и осмысленным. Хотя  и при этом  о 99% процентах информации вы можете только догадываться. Для чего я привел такой пример? Этим я хотел показать, что слова, предложения, и даже многие абзацы, а то и страницы книг невозможно осмыслить по отдельности, в отрыве от остального контекста. В реальности, более-менее целостный образ можно составить, прочитав лишь несколько страниц. А если мы возьмем любое предложение в отдельности, смысла оно будет нести ой как мало.

 

Здесь не путайте смысл (образ, который у вас возникает) с ощущением понятности текста. Если я приведу такой пример: «Маша несет ведро воды», с точки зрения понимания прочитанного здесь все в порядке. Предложение очень простое. Но оно даже не может быть сколь угодно малым объектом информации. Ведь мы не знаем что за Маша, как она несет, какое ведро, и какой воды. Тот факт, что вы поняли это предложение как набор слов, практически ничего вам не дает. И если вы прочтете: «16 лет, Маша, железное, ведро, родник, вода, 10 л, 5 км, мама», то увидите, что хоть и никакой большой связи между словами нет, информативность этого набора слов выше, и вы можете даже составить из этого некий сюжет. Достаточно вовремя выхватывать нужные слова.

 

С  другой стороны, читая какую-либо книгу, мы, процентов на 50 предугадываем дальнейшее содержание. Поскольку, по всем законам  написания литературы, мысль, т.е,  воспринимаемый нами образ  не может резко измениться, а сюжет повернуть на 90 градусов. Вам легко было выстроить сюжет из группы слов в примере выше еще и потому, что перед этим было предложение «Маша несет ведро воды». Так работает смысловая догадка, или антиципация.

 

Все эти моменты дают возможность ускоряться: Сначала любую книгу начинаем читать обычным способом, после того как прочно установиться целостный образ того, о чем мы читаем, мы можем просто бегло скользить по строкам, отмечая лишь одно: меняется мысль текста или нет. Смену мысли можно еще обнаружить и по отдельным словам, таким как: «таким образом, разумеется, в результате, на самом деле, однако, потому что, оказывается, … ». Заметив такое слово, мы можем замедлиться, отметить, что имел в виду автор, и дальше разгоняться по тексту.  Если взять любой абзац, то самыми информативными, как правило, являются первое и последнее предложения.

 

Когда я пишу «бегло скользить по строкам…» я имею в виду то, что, кроме быстрого движения взгляда по странице, в «вашей голове» должен присутствовать ясный образ того, о чем говориться в тексте. Это обстоятельство создает особое гипнотическое состояние, которое необходимо для того, чтобы воспринимать текст одновременно более крупными смысловыми блоками. Таким образом, во многих случаях улучшается понимание прочитанного. Вы начинаете видеть лес среди деревьев. Для тренировки этого состояния можно использовать таблицы Шульте. Тренинг скорочтение киев.