Гексли
1 функция «Хорошо» — объектная интуиция. «Ах, до чего же прекрасен и гармоничен этот мир, особенно трубы заводов!»
Живет в потоке возможностей и гармонии внешнего мира, целостностью внешней ситуации: «все прекрасно в этом лучшем из миров». Нарушение этой гармонии воспринимает всегда агрессивно, скажем, ремонт в квартире для него – повод для появления агрессии. С ним бывает сложно договариваться, так как он словно «лавирует», идя по жизни: «можно этак, а можно так». Поэтому попытка четко определить с ним время и место встречи может быть бесполезным занятием: «я сперва буду там, потом там, и, скорее всего, если все удастся успеть, то в районе стольки-то я буду там-то». Нет восприятия места и времени как чего-то постоянного, чего нельзя перенести, все как-то очень приблизительно, нечетко, ради точности встречи нет смысла менять планы, тем самым разрушая гармонию внешней ситуации. Если он опаздывает на работу и попросить его заодно вынести ведро, раз он все равно опоздал, то это означает разрушить целостность внешней ситуации, так как это все было «уже учтено», что на работу иногда можно опоздать, входило в понятие целостности ситуации, а «ведерко» там не значилось. Люди данных типов «живут» оригинальными идеями относительно устройства внешнего мира и консервативны в этих знаниях, со стороны производят впечатление «больших оригиналов» — никто не знает, что ему взбредет в голову в следующую секунду времени. И эту любовь к непостоянству они возводят в норму, консервативное поведение для них – извечный раздражитель. Те, кто критикует их идеи, также их раздражают, они не умеют их отстаивать, чаще окружают себя теми, кто с ними согласен. Их раздражают люди, которые скандалят, устраивают внешние конфликты, даже если это «по делу». Ведь внешний конфликт – тоже разрушение внешней гармонии. Часто любят что-то заканчивать за других, но не любят начинать, так как это тоже означает иногда разрушение внешней гармонии, которая для них – зона консерватизма. Первая функция через третью: важно «ухватить» от жизни все, что только можно. Если не выходит, то случаются серьезные внутренние проблемы.
2 функция «Надо» — субъектная этика. «Я умею любить горячо и буду рад найти того, кто умеет это еще сильнее».
Всегда доносят до окружающих свое отношение к ним, постоянно манипулируют своим отношением к другим. Видят свое предназначение в раздаче собственных оценок всему, что их окружает: что хорошо, что плохо. Иногда могут менять симпатии / антипатии по нескольку раз на дню, очень влюбчивы и непостоянны в этом. Ищет место, где интересуются его мнениями по какому-либо вопросу. Лучше всего находят себя в качестве художественного руководителя, так как его оценки однозначно принимаются и люди одобряют то, что он с них требует. В качестве руководителя он тоже такое право получает, но одобрения окружающих в этом случае значительно меньше. Сам же относится к своим оценкам как к «рабочему моменту», чем-то будничным и постоянным: сперва похвалил кого-то, потом отругал, затем снова похвалил. Не будучи в подобной должности – это выглядит менее адекватно, поэтому часто именно это является одним из стимулов, чтобы им стать и, тем самым, спокойно «сбывать» продукцию, спрос на которую в обществе очень небольшой. Обычно – вообще никакой, так как тех, кто всех критикует, чаще всего никто не любит. Он часто воспринимается как тот, кто приходит «со своим уставом в чужой монастырь». Сразу смотрит и начинает все оценивать: «это хорошо, а это плохо», «это нравится, а вот это как-то нет». Ему интересно находиться в конфликтной ситуации, а если все хорошо, то он может ее даже провоцировать, поскольку тогда у него появляется работа: оценивать. Такие люди часто завоевывают симпатии своим участием в проблемах других: они осведомлены о них, интересуются ими, могут подстроиться под собеседника в этом качестве, чтобы лучше найти контакт с ним. Поэтому из них часто получаются хорошие политики. Их достоинство – умение играть на запросах избирателей, знать, чего именно они хотят. Их отношения редко бывают надежными, так как очень изменчивы: сегодня люблю, завтра – не люблю, потом – опять люблю. Даже ненависть их – что-то, что вполне запросто может однажды стать любовью. Для них чувства – это просто интересная игра. Они всему знают цену, поэтому им еще бывает интересно быть оценщиками, дегустаторами. Редко когда представителя противоположного пола они оставят без своей оценки. Их оценки часто выступают как морализаторство, но очень странное, так как сегодня это хорошо, а завтра – уже плохо и наоборот. Иногда ситуация вынуждает прятать свои оценки за «мнение окружающих». Скажем, могут использовать такой прием: «говорят, что…». Если уточнить, кто и что говорит, то окажется, что это он так хитро свое мнение прячет. Вторая функция о третьей: «чтобы быть хорошим специалистом, надо много учиться, как я». Вторая о первой и четвертой: может высказывать вслух иногда свое восхищение относительно внешнего мира и каких-то его физических радостях, которые ему посчастливилось испытать.
3 функция «Проблемы» — объектная логика. «Как я хочу получить приглашение в телепередачу «Что? Где? Когда?» и победить!»
Знания для данного человека приобретают первостепенное значение, фактор превосходства: «если я чего-то не знаю, то я — плохой». Поэтому очень часто они говорят, что что-то знают, в действительности этого не зная (чаще всего в надежде, что изучат это позже, и никто не догадается, что они этого на самом деле не знали). Или другой вариант, при защите в минус — еще от них иногда можно услышать: «ой, а я этого не знаю, мне так стыдно». Также для них важно иметь какой-то кусок своей территории, на котором они имеют возможность быть главным. Любят учиться, так как приобретенные знания повышают их самооценку. Ничто их так не радует как полученная пятерка по какому-то предмету. Очень внимателен к объективной реальности: нарушение планируемого порядка вещей вызывает в нем напряжение. Любит подкреплять свои знания ссылками на авторитетный источник, статистику, факты. Но не умеет их анализировать с точки зрения понимания. Его призвание — хранитель научных знаний. Терпеть не может информационного хаоса, когда ничего толком не ясно. Поэтому обычно, в таких ситуациях, ее упрощает: «какие у нас есть реальные факты? Вот, давайте от них и отталкиваться». «Если в моем мире есть порядок – то я хороший, если его нет – то я плохой». Имеют свойство идеализировать свою «объективную» картину миру, авторитеты. То есть рассматривают это как то, что есть на самом деле, даже если ошибаются и все их факты «жареные». Часто становятся адептами чего-то, какого-то «порядка вещей» и повсеместно это внедряют. Становясь начальником, обычно сажают на местах именно «своих» людей, которые принимают их «порядок вещей» и действия. Очень важно понятие: «я – хозяин, главный на моей территории». Даже не важно, какой у нее размер: комната или целое государство, главное, чтобы всеми это принималось. Иногда это выливается в комичные формы: охранник какой-то территории, который считает себя вправе решать, пускать тебя или нет куда-то просто по своей прихоти. В личной жизни это иногда означает большую требовательность к избранникам: нужно полностью принимать все их внешние действия, а это тоже возможно только до определенных пределов. Поэтому часто они осознают, что поиск идеала в принципе не возможен. Нарушение порядка вещей кем-либо из подчиненных для них – серьезная провинность, опоздал – значит, разрушил его порядок. Если он не начальник – то ему важно точно знать круг своих обязанностей, иначе может и не принимать чужой «порядок вещей». Любят покомандовать, если есть такая возможность: близкими, подчиненными: смотря, насколько далеко распространяется его понятие «моя территория».
4 функция «Хочу» — объектная сенсорика. «Пусть я – мальчиш-плохиш, но зато у меня бутерброд с маслом есть!»
Движутся всегда в сторону мест, где есть физический комфорт, изысканные сенсорные удовольствия и не умеют в этом себе отказывать. Там, где им физически удобно, там и хорошо, даже если это очень дорого. Любят изысканную еду, массаж, поглаживания. Обнаружив однажды место, где им комфортно, например, ресторан какой-то – могут ездить туда обедать через весь город. Избегают мест, где нет всех необходимых ему физических удобств. Гурманы во всем, рабы своих предпочтений и привычек. Если любит сладкое, то будет поедать его килограммами. Часто определяют состояние своего здоровья со слов окружающих, так как очень внушаемы по ней. Иногда могут пытаться воссоздать дома элементы того места, где они чувствовали себя максимально комфортно физически. Быстро привыкают «к хорошему» и это становится их слабостью в дальнейшем, без этого они уже не могут. Внушаемы авторитетами относительно вопросов здоровья, если сказать ему, что у него что-то надо лечить, то легко в это могут поверить. В этой связи может стать легкой добычей «платных врачей». Могут забыть вовремя поесть, принять лекарства, поспать, поэтому очень нуждаются в заботливых родителях или супругах.
— 1 функция «Плохо» — субъектная интуиция.
Целостность внутренней ситуации является наиболее жестко игнорируемой соционической ценностью. Это значит, что у человека нет такого понятия как «внутренний стержень», идейность, идеология, совпадения слов и дел. «Где вкуснее» — та идеология и лучше. Он не умеет погружаться внутрь себя, медитировать, обретать внутреннее спокойствие самостоятельно, отчего становится немного поверхностным человеком. Вместо этого ищет гармонию снаружи. То есть ему нужно найти, создать для себя внешний гармоничный мир, сказочный, и только тогда обретается и внутренняя гармония. Во всех остальных случаях он будет чаще всего идеализировать существующий мир, все люди в нем — всегда «хорошие». Это и есть то, чем он подменяет обретение гармонии внутренней. В случае если работа по первой функции объективно не может осуществляться по каким-то внешним причинам, мешающим ей, а также если речь начинает идти о вопросах, касающихся субъектной интуиции, иногда человек может начать обороняться через нее, критиковать: обвинять кого-то в консервативности его идей и принципов, нападать на чьи-либо принципы, идеи. Особенно они не любят, когда что-либо делается во имя какой-то великой идеи, цели. Им это кажется какой-то мерзостью. Не умеют они и успокаиваться самостоятельно: обязательно надо найти кого-то и «излить» ему душу, использовать его в качестве жилетки. Для этих целей могут использовать любого человека. В результате это позволяет ему как-то поддержать и внутреннюю гармонию иногда, хоть она и находится в зоне наиболее сильно вытесненных ценностей, после чего снова можно будет начать ее игнорировать, ориентируясь только на внешнюю гармонию мира.
— 2 функция «Не надо» — объектная этика.
Внешние отношения для них – что-то не очень и не всегда связанное с внутренними. Например, будучи женатыми, частенько могут запросто встречаться с кем-то еще, не видя в этом чего-то плохого. Едва появившись в какой-то компании, могут начать претендовать на то, чтобы к нему относились так же, как и ко всем остальным ее членам. Часто такое поведение может вызывать раздражение людей. В определенных ситуациях он все же соблюдает какие-то нормы внешних отношений, но все эти случаи – редки и строго прописаны. Например – на похоронах не стоит веселиться, может быть в отношении с работодателем должны быть какие-то рамки дозволенного поведения или это еще могут быть подобные случаи именно его понимания этих норм. Во всех остальных случаях он их просто злостно игнорирует. Если все идут на праздник веселиться – можно устроить скандал, а когда все расстроены – можно начать вести себя вызывающе. Бестактность – часто их визитная карточка, за исключением каких-то случаев, которые он возводит в такое понятие как норма, тут он и сам не потерпит их нарушения. Но что именно в нее включает конкретный человек – зависит от него, поэтому все вышенаписанное нужно иметь в виду с учетом этого фактора. Если говорит на темы объектной этики, то обычно со знаком минус. Например, что-то вроде: «тоже мне семейка», «друзья – не разлей вода». В ситуации инверсии также начинает еще сильнее критиковать внешние отношения между людьми и со временем начинают видеть в них все-таки какой-то смысл, хотя бы отдаленно, так как все же немного начинают анализировать их. Это позволяет как-то, но сблизиться с людьми, и далее можно им снова раздавать свои оценки как работу для второй функции.
— 3 функция «Решение проблем» — субъектная логика.
Чтобы все знать и хорошо в этом разбираться – очень полезно в это вникнуть, понять, изучить изнутри. Иначе возникает угроза поверхностности имеющихся знаний, особенно если это – твоя основная специальность. Они могут подводить в какой-то момент. Для этого могут любить учиться, ходить на курсы, нанимать репетиторов, даже если уже как-то неплохо владеют вопросом. Также стараются искать людей, которые хорошо разбираются в каком-то вопросе, понимают нюансы. Это позволяет структурировать всю имеющуюся у них информацию, но делают все это они тогда, когда знания не дают им нужного результата. В остальное время вполне себе довольствуются тем, что они владеют этими знаниями.
— 4 функция «Не хочу, боюсь» — объектная сенсорика.
Боится грубой физической силы, обычно не является специалистом по умениям: если что-то сломалось, то, не задумываясь, вызывает специалиста, даже если вопрос и «выеденного яйца» не стоит. Не умеет что-либо доводить до конца, завершать. Не может терпеть, ждать, приносить себя в жертву во имя победы. Их работы часто очень талантливые, но не «доведенные до точки», так как их автор просто поленился. За своей внешностью обычно не очень умеет следить, одеваться. Если четвертая функция не может уйти из неблагоприятной для себя ситуации и найти себе место получше, то может включаться минус четвертая. Иногда – как только возникает такая потенциальная угроза, так как это – хороший способ не дать разойтись объективной и субъективной реальностям. Так в незнакомой, неизвестной ситуации или когда нельзя покинуть неблагоприятное для себя место, иногда может пытаться предстать смелым, решительным, волевым человеком, не пойми почему, начать вдруг бороться с «ветряными мельницами», наброситься вдруг на кого-то без объективной причины. У него есть свое понимание того, когда все-таки можно применить грубую физическую силу иногда, только оно очень странное и отклонение от этого понимания вызывает в нем раздражение. Настоящая же причина этого нечастого явления заключается просто в невозможности покинуть место, которое уже не кажется ему комфортным физически. Вполне возможно, что выходом из этой ситуации может стать и необходимость научиться умению его создавать в любой обстановке для себя самостоятельно.
Резюмирующее описание
Иррационал, что означает внутреннюю непредсказуемость (постоянство в непредсказуемости), ветреность, а внешние проявления наоборот очень стандартные: одежда, работа, «продукция». Кроме того, поскольку первая функция еще и связана с маловероятными событиями, то его непредсказуемость приобретает совсем уж экстремальные формы. А вот основной «продукт» связан с высоковероятными событиями, благодаря этому становится еще более стандартным, что в данном случае можно считать также негативным фактором. Все вместе это дает эффект сложности состыковки с окружающей действительностью: большая экзальтированность и непредсказуемость, в то же время их основной «продукт» – слишком уж стандартный, такого итак кругом «навалом». Экстравертный тип, это означает то, что он воспринимает себя частью окружающего мира, а не чем-то из него выделенным. Сам себе он кажется понятным и простым, поэтому не стесняется что-либо рассказывать о себе, а окружающий мир кажется ему сложным, малопонятным, поэтому он не умеет им манипулировать, раздавать команды. Вместо этого с интересом изучает его. Доминантные потребности связаны с функциями, направленными на окружающий мир. Это означает, что для здоровья ему крайне важно находиться в благоприятной обстановке, ему сложно приспособиться к агрессивной среде (склонность к флегматическому темпераменту – уравновешен, неподвижен). Примечание: рекомендация с точки зрения здоровья – несколько снизить внешнюю активность. Умеет творить, так как доминантная потребность находится на второй функции, но не обладает активной жизненной позицией из-за субдоминантной на первой. Самооценка не связана с доминирующими потребностями, поэтому ее падение также может быть достаточно неожиданно для него. Живут в потоке качественной информации, что означает умение хорошо видеть нужное направление движения, но извлечь из этого пользу могут не всегда из-за неумения работать над этим. Ему очень полезно было бы найти помощника, умеющего работать, который бы помогал ему достигать нужных целей.
Признаки: романтичный (зона самоуверенности), откровенный (зона уверенности), правильный (зона переживаний), вкушающий (зона продажности).
Залог успеха типа: место нахождения повышенного комфорта, развитие знаний и признание главенства на своей территории, гармоничный мир, спрос на его оценки со стороны окружающего мира.
Профориентация: воспитатель, технические науки, политика, библиотекарь, художественный руководитель, режиссер, дегустатор, оценщик, лектор, критик, судья, арбитр, искусствовед, чиновник.
Автор — Голихов Дмитрий
Источник — "Пособие по инструментальной соционике"