Теоретическое обоснование
В психолингвистике ассоциация рассматривается как прочная семантическая связь в сознании человека между различными единицами языка, а также между объектами/явлениями окружающего мира и единицами языка. Эта связь проявляется в различных ментальных аффектах – возникновении в сознании определённых образов при условии вербального стимулирования, что проявляется в непосредственных речевых реакциях на любые внешние впечатления. Лингвистика занимается исследованием всех типов языковых реакций, особенно структурой и мотивацией тех единиц языка, которые «всплывают в сознании» как реакция на стимульное слово, на этом основана методика полевых «ассоциативных экспериментов».
Большинство соционических школ признают связь ТИМа психики человека с явлениями естественного языка (речь и мышление) и активно используют вербальные проявления для диагностики. При этом каждая школа руководствуется при рассмотрении и оценке семантики восьми функций модели А собственными теоретическими и практическими наработками, которые могут представлять ценность для развития экспериментальной психолингвистики и коммуникативной лингвистики.
Цель эксперимента – проверить на практике некоторые положения соционической теории:
- Предпочтительное употребление лексики, относящейся к «ценностям ТИМа» и «квадровым ценностям»;
- Постоянное задействование функций блока ЭГО для решения творческих задач (при условии успешного решения);
- Задействование сильных (в том числе витальных) функций, когда нужно выполнить задание по слабым.
Также нашей целью было выяснить, насколько постоянная группа и внутригрупповые отношения влияют на восприятие и обработку «нестандартной учебной информации» представителями разных ТИМов, в частности, имеют ли место корреляции с позиционной теорией подтипов ШГС.
Описание эксперимента: В эксперименте были задействованы студенты Института филологии Национального университета им. Тараса Шевченко (семь различных групп, от второго до четвёртого курса, возраст – 18-25 лет, специальность – германская филология, одна группа изучает как профилирующие предметы русский язык и литературу, одна – английский язык и литературу, все остальные – немецкий язык, теорию и практику перевода с немецкого). Общее количество участников – 64 человека (из них 58 студентов и 6 гостей, знакомых с соционикой, различных возрастов и профессий – как контрольная группа).
Эксперимент проводился непосредственно на плановых лекционных и семинарских занятиях, в естественной рабочей обстановке, в три этапа:
1.«Связанные ассоциации» без учёта функциональных состояний психики. Студенты получили восемь табличек, содержащих по 8 отдельных слов и выражений, которые относятся по мнению социоников различных школ к ядерной лексике/основным описательным понятиям семантики восьми функций модели А. Участникам было предложено быстро выбрать и подчеркнуть в каждой табличке от одного до четырёх слов, которые наиболее соответствуют их личным ценностям, воспринимаются как «важные» (в случае отсутствия таковых можно было выбрать вариант «не знаю»).
2.«Свободные ассоциации» с учётом функциональных состояний. Студенты заслушали записи восьми музыкальных произведений, которые, по моему мнению и согласно устоявшейся традиции интерпретации в музыкальной критике, коррелируют с основными функциональными состояниями психики по В.В. Гуленко [Гуленко 2001], в порядке P>E>L>R>I>F>S>T(«закон компенсации состояний»). Для прослушивания были отобраны образцы классической и народной музыки (не самые известные и популярные, чтобы избежать «привычного эффекта»), в трёх вариантах для разных групп (инструментальный, вокальный и смешанный).
Непосредственно в процессе прослушивания каждого произведения студенты фиксировали на карточках свои ассоциации в свободной форме слов или словосочетаний, а также по желанию могли подчеркнуть одно или два из стимульных слов на каждое функциональное состояние, отобранных с учётом пересечения полей «классических» Юнговских признаков с неклассическими ПР:
- P да / нет
- E хотеть / переживать
- L уверенность / сомнение
- R свой / чужой
- I огонь / полёт
- F подняться / добиться
- S отдых / движение
- T вода / воздух
3. Свободные ассоциации в форме связного текста: участники эксперимента прослушали чтение трёх текстов на немецком языке в записи, и им было предложено описать, как они представляют себе незнакомого диктора (возраст, внешность, профессия, черты характера и т.п. – любые ассоциации).
Эта часть эксперимента была контрольной по отношению к первой и второй.
Основные результаты:
- Первая часть эксперимента позволила выявить референтные ценности каждой группы – если большинство (не менее 2/3) участников независимо друг от друга отмечали одни и те же лексемы, то, как правило, эти слова характеризовали не столько личные предпочтения, сколько осознанные требования социума и ближайшего окружения. Особенно это касается семантических полей экстравертной и интровертной логики: такие понятия, как «польза, надёжность, эффективность, порядок/справедливость, истина» в общем зачёте по всем группам отметили не менее 80% участников.
- В целом в первой части наименее популярными оказались слова из полей интровертной логики и интровертной интуиции, а наиболее дифференцированный выбор лексем был связан с экстравертной и интровертной этикой. Полагаю, что это связано с гуманитарной специализацией студентов, но также и с фактическим численным превосходством среди них сенсорно-этических типов (социалов).
- Отмечено влияние наличия или отсутствия в группе выраженного неформального лидера. В двух группах, где такой лидер есть, зафиксировано больше совпадений в ценностных предпочтениях, а также более высокая популярность лексики, относящейся к экстравертной этике и экстравертной сенсорике. В группах с отсутствием лидера ценностные предпочтения более дифференцированы, зафиксирован также предпочтительный выбор слов из полей интровертных функций.
- Вторая часть эксперимента в общем подтверждает положение В.В. Гуленко о закономерном чередовании и взаимной компенсации разных функциональных состояний психики. Несмотря на то, что большинство музыкальных произведений было неизвестно студентам, а также на высокую концентрацию внимания, участники не почувствовали усталости и напряжения после окончания прослушивания.
- Лингвистический анализ свободных ассоциаций на музыку выявил наибольшее количество соответствий (синонимов, смысловых параллелей, совершенно идентичных ассоциаций) по функциям E, P, T и S. То есть, программная музыка (как вокальная, так и инструментальная), авторы и исполнители которой сознательно стремились вызвать у слушателей определённые эмоции или ощущения, настроить их на рабочий либо созерцательный лад, воспринимается нашей аудиторией более согласованно.
- Предположение о возможности достижения определённых функциональных состояний психики с помощью прослушивания музыкальных произведений в общем верно, но реакции отдельных респондентов сильно зависят от их уровня культуры, личных вкусов и специальной одарённости (как правило, коррелирующей со способностью к эмпатии в отношениях). При этом прослушивание в группе даёт заметный резонансный эффект у тех участников эксперимента, которые не имеют специальной подготовки и не отличаются большой музыкальной восприимчивостью по собственной оценке, но хорошо интегрированы в группу (реакции присутствующих гостей сильно отличались от реакций постоянных членов группы).
- Зафиксированы выраженные негативные реакции около 20% участников на сильные проявления E (драматизм симфонии Р.Шумана, экспрессивное исполнение романса «Очи чёрные» Ф.И. Шаляпиным). Полагаю, что это могло быть проявлением соответствующих ТНС и ограничительной функции.
- Обнаружена корреляция между рациональностью и особенностями заполнения формуляров: в первой части рационалы заполняли таблички по очереди, сверху вниз или слева направо, во второй они склонны были отталкиваться от первой ассоциации и выписывать слова так, что все вместе они могли бы стать основой связного рассказа (например, ассоциативный ряд на музыку И.С. Баха: Вена, большой зал во дворце, эпоха барокко, скучно, манерность, напряжение, прошлое, паркет, золотые рамы картин). Рациональные логики также склонны распространять одно определённое настроение/эмоциональный фон на все ассоциативные ряды.
- Интуиты склонны выражать свои ассоциации на музыку ёмкими абстрактными понятиями, сенсорики, как правило, употребляют конкретную лексику (часто географические названия, собственные имена и т.п.) и больше словосочетаний. Сравн. ассоциации подруг дуальных ТИМов на «Полёт валькирий» Р. Вагнера (семантика F, обе студентки подчеркнули стимульное слово «добиться»). ЛСИ: Евро 2012, футбольное поле, команда игроков, аншлаг на стадионе, патриотизм, воспевающие Бога ангелы, королева Виктория, верные вассалы, музыка в авто. ЭИЭ: величание, праздничность, гармония, торжество, повод, уверенность, слава, успех, сила.
- Музыка, выбранная для иллюстрации функции R (квинтет В.А. Моцарта, украинские и английские народные песни) в 65% случаев вызвала положительные эмоции (участники подчеркнули стимульное слово «свой») и ассоциации с семьёй, романтическими и дружескими отношениями. У тех студентов, которые выбрали слово «чужой» и выразили преимущественно негативные реакции (скука, горе, тоска) оказались серьёзные проблемы с ближайшим окружением (как выяснилось в последующих беседах).
- Третья часть эксперимента в 80% случаев коррелирует со второй в области преимущественного употребления абстрактной или конкретной лексики. Сенсорики детально описывают внешность незнакомого человека, делают предположения о его образе жизни и повседневных занятиях, интуитов больше интересуют черты характера, прошлое или будущее персонажа.
- Имеет место явление «проективного представления» о человеке по голосу в зависимости от непосредственного личного впечатления, связанного с ТИМом и интертипными отношениями (за вычетом влияния на оценку фактического содержания текстов, впрочем, в контрольной группе никто не знал немецкого языка, а студенты второго курса знали язык недостаточно для полного понимания). Так, участники обратившие внимание на темпы и выразительность чтения текстов, оценивали их по-разному, но очевидно, что для них важна оценка именно по T и E (это были ЭИЭ, ИЭИ, ЛСИ и ЭСЭ, причём интроверты оценили диктора как малоэмоционального и медлительного человека, а экстраверты отметили успокаивающее влияние голоса). Большинство СЭЭ и ИЭЭ оценили свои впечатления как негативные («скучный, занудный субъект», «нетворческая личность», «невысокий социальный статус»), в то же время голос и особенности интонации понравились ЭСЭ, ЭИЭ, ЭИИ («серьёзный и положительный характер», «хороший семьянин» – личные симпатии привели и к приписыванию диктору более высокого социального статуса). В действительности это была любительская запись, сделанная представителем социотипа ЛИИ (хорошо знакомым экспериментатору). Совпадений отдельных ТИМных и личностных характеристик, невыводимых из содержания текстов (например, описание диктора как интровертного логика, «точное попадание» в области внешности, возраста, социального статуса и т.п.) было достаточно много, и они заслуживают дальнейшего изучения.
Киев, сентябрь 2007. Доклад на ХХІІІ Международной конференции по соционике.
Автор — Медведовская Н.В.
Литература:
1. Гуленко В.В. Выразительные возможности психических состояний. Человек и мир языком универсалий // «Соционика, ментология и психология личности», 2001, 3. 2.Гуленко В.В. Теория подтипов: система DCNH. Доклад на 22-й Международной конференции по соционике в Киеве // http://socionics.kiev.ua/article/sysdcnh/ 3. Ермак В.Д. Взаимодействие психики человека с окружающим миром. Аспектная структура информационного потока.//Соционика, ментология и психология личности, МИС,1997г., № 5, № 6.
Приложения
1. Общая статистика по первой части эксперимента (подчёркнуты наиболее популярные лексемы)
Экстравертная логика
1 | польза | 46 |
2 | технология | 6 |
3 | практика | 29 |
4 | надёжность | 42 |
5 | расчёт | 5 |
6 | работа | 26 |
7 | эффективность | 42 |
8 | метод | 7 |
9 | Всего | 203 |
Интровертная логика
1 | Измерение/ сравнение | 8 |
2 | система | 12 |
3 | закон | 12 |
4 | проверка | 3 |
5 | Порядок/ справедливость | 44 |
6 | теория | 6 |
7 | доказательство | 20 |
8 | истина | 46 |
9 | Всего | 151 |
Экстравертная этика
1 | энтузиазм | 29 |
2 | влюблённость | 39 |
3 | похвала | 12 |
4 | энергичность | 38 |
5 | переживание/ волнение | 16 |
6 | слава | 12 |
7 | увлечение | 30 |
8 | романтика | 38 |
9 | Всего | 214 |
Интровертная этика
1 | Хорошее отношение | 35 |
2 | Мир/согласие | 39 |
3 | ответственность | 27 |
4 | Идеал личности | 12 |
5 | Хорошее общение | 26 |
6 | понимание | 41 |
7 | дружба | 41 |
8 | деликатность | 10 |
9 | Всего | 231 |
Экстравертная интуиция
1 | необычность | 21 |
2 | Разгадать тайну | 15 |
3 | Способности, талант | 40 |
4 | Дойти до сути | 20 |
5 | Возможность выбирать | 22 |
6 | Везение, удача | 44 |
7 | Единство/ взаимосвязь | 12 |
8 | идея | 23 |
9 | Всего | 197 |
Интровертная интуиция
1 | чередование | 4 |
2 | Ускорение/ замедление | — |
3 | изменение | 19 |
4 | развитие | 41 |
5 | чудо | 37 |
6 | Исполнение прогнозов | 13 |
7 | повторение | 2 |
8 | Движение вперёд | 50 |
9 | Всего | 166 |
Экстравертная сенсорика
1 | Воля к победе | 30 |
2 | решительность | 31 |
3 | инициатива | 18 |
4 | своя территория | 13 |
5 | авторитет | 24 |
6 | яркость | 30 |
7 | власть | 12 |
8 | активность | 37 |
9 | Всего | 195 |
Интровертная сенсорика
1 | удобство | 13 |
2 | здоровье | 48 |
3 | разнообразие | 23 |
4 | отдых | 37 |
5 | вкусная еда | 10 |
6 | гармония | 43 |
7 | чистота | 19 |
8 | уют | 31 |
9 | Всего | 224 |
2. Список использованных музыкальных произведений Вариант № 1 (инструментальный)
- ЧЛ (P) Г.Ф. Гендель. Allegro из Органного концерта № 1
- ЧЭ (E) Роберт Шуман. Симфония № 1 («Весенняя»), часть 3 (скерцо)
- БЛ (L) И.С. Бах. Фуга № 5 (con pedale pro organe pleno)
- БЭ (R) В.А. Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром. Адажио
- ЧИ (I) El Vito. Композиция и исполнение Paco de Lucia
- ЧС (F) Рихард Вагнер. Walkuerenritt (Полёт валькирий)
- БС (S) Эдвард Григ. Утро (из сюиты «Пер Гюнт»)
- БИ (T) Н. Римский-Корсаков. Шехерезада. Адажио
Вариант № 2 (облегчённый, инструментальный)
- ЧЛ (P) Г.Ф. Гендель. Мелодичный кузнец (тема и вариации)
- ЧЭ (E) И. Брамс. Венгерский танец № 5 (в симфоническом или фортепианном варианте)
- БЛ (L) И. Пахельбель. Чакона (органный или оркестровый вариант)
- БЭ (R) М. Таривердиев. Вступление из к/ф «Ирония судьбы»
- ЧИ (I) Джордж Гершвин. Голубая рапсодия (блюз)
- ЧС (F) М. Мусоргский. Богатырские ворота (Пьеса из цикла «Картинки с выставки»)
- БС (S) «Звуки природы». Например, «Уединение в горах».
- БИ (T) Р. Шуман. Шехерезада (пьеса из «Альбома для юношества»).
Вариант № 3 (вокальный)
- ЧЛ (P) Ich bin ein Musikante. Немецкая народная песня (обработка Ф. Бройера), исп. хор Регенсбургского собора
- ЧЭ (E) Де ти їдеш. Укр. народна пісня. Виконує Соломія Крушельницька (1928)
- БЛ (L) Argumentum et aurum. Григорианский антифон, исп. Schola Cantorum Amsterdam
- БЭ (R) Ой чий то кінь стоїть. Укр. нар. пісня, обр. М. Гвоздя. Виконує Національна заслужена капела бандуристів
- ЧИ (I) Go dawn Moses. Исп. Луи Армстронг с хором и орекстром
- ЧС (F) Ein feste Burg ist unser Gott. Хорал, текст и музыка Мартина Лютера, обработка И.С. Баха. Исп. Мюнхенский хор имени И.С. Баха, дирижёр Карл Рихтер (1979).
- БС (S) Персидская элегия. А. Рубинштейн (текст: Мирза Шафи). Романс исп. Ф.И. Шаляпин (1927)
- БИ (T) Бйорд. Ave verum. Вик. ансамбль”Голоси України”
Вариант № 4 (облегчённый, вокальный)
- ЧЛ (P) Эй, ухнем! Песня волжских бурлаков, исп. Ф. Шаляпин
- ЧЭ (E) Романс „Очи чёрные”. Лучшие исполнители: Фёдор Шаляпин, Николай Сличенко. (Вариант для детей и эмоционально неустойчивой аудитории – „Валенки”, русская народная песня, лучше всего в исполнении Лидии Руслановой)
- БЛ (L) Орландо Лассо. Градуале (из Missa pro defunctis)
- БЭ (R) Т. Хренников. Колыбельная (из. к.ф. „Гусарская баллада”)
- ЧИ (I) Хава нагила (хор Турецкого или индивидуальное исполнение)
- ЧС (F) А Гречанинов. Cугубая ектения. (Господи, помилуй). Исп. Ф. Шаляпин с хором и органом (1932)
- БС (S) Звуки природы: тропический ливень
- БИ (T) „Журавли”. Ян Фрадкин. Рекомендуемые исполнители: Д.Хворостовский