Если классифицировать наше общество с точки зрения науки о юморе в общем и анекдотах в частности, то оно, по определению, распадется на две неравнозначные группы: рассказчиков и слушателей анекдотов.
Причем первые: любимцы, которых носят на руках, вся мудрость которых заключена в особой памяти на анекдоты и умению их рассказывать, а другие — жадные слушатели, вся функция которых заключена в том, что они должны в нужном месте смеяться. Не дай бог, если ты не понял анекдот, без чувства юмора тебе не выжить. Чем тоньше у тебя сие неопределимое чувство, чем загадочнее твой смех по поводу абстрактных анекдотов, тем выше ты поднимаешься в ненаписанном табеле о рангах. Не дай бог потребовать объяснения анекдота, навечно сам попадешь в ходячий анекдот.
Более того. Избранный круг общества и определяет свою избранность не по ярким людям, которые там вращаются, не по богатству интерьера, не по ярости общественных дискуссий, а по тонкости тех анекдотов, которые в нем рассказывают.
Как-то незаметно сформировался и закрепился в обществе любопытный феномен фонтанирующего анекдотами любителя, готового потчевать избранную публику все новыми и новыми порциями сего продукта.
Вам, вероятно, приходилось с ним сталкиваться, невероятно мучиться весь вечер, пытаясь вставить хоть словечко, стараясь перевести разговор на другую тему. Куда там. Такой вечер будет теперь безнадежно испорчен, до краев заполнен единственной темой. И единственным смыслом существования такого любителя является пересказ свеженьких, неизвестно коим образом попавшим ему на язычок произведений русского фольклора.
И пусть продукт будет сдобным и сочным, ярким и неожиданным, но в устах надоедливого знакомца почему-то он не имеет должного эффекта, быстро забывается, вянет и не приносит тому ожидаемого успеха.
И обратное. Вдруг в серьезном разговоре в круг деловых людей влетает один единственный анекдот, зато какое сильное впечатление он оставляет. Какую неожиданную нотку он придает академической беседе, какую дружелюбную и ласковую атмосферу создает.
Не замечали ли вы, какую значительность моменту придает точно подобранный, хорошо рассказанный и к месту сказанный крутой анекдот. И какую неловкую паузу создает неуместный, не рассчитанный на особую публику, не проверенный анекдот. Не стоит упоминать, какое мерзкое впечатление оставляет сальный анекдот!
Какие подлинные знатоки анекдотов выявляются вдруг сегодня, какое заслуженное бремя славы они несут в развлекательных программах!? Вы бы только посмотрели на лицо такого «знатока», в памяти которого заложено несколько тысяч современных анекдотов, выстроенных у него по циклам. Вы бы подивились быстроте реакции — на каждый упомянутый вами эпизод, «знаток» выбрасывает сразу десяток подходящих анекдотов.
Если литературная составляющая современного анекдота пока еще не так уж велика, то интеллектуальная претендует на роль доминирующей в продвинутых кругах.
Не дойдем ли мы в своем неистовом увлечении анекдотами до того, что придется начинать изучение нового предмета в школе? Хотите вы или не хотите, но анекдот становится одним из важных показателей зрелости ума, интеллекта, логики, вкуса, знания исторических деталей? Ведь жалко же человека, который окажется в роли изгоя, если он не соответствует уровню понимания современного анекдота.