Вопрос о природе человека волновал умы людей с незапамятных времен, на всю его сложность и неисчерпаемость указывает, прежде всего, этимологический анализ слова «человек», в котором мы видим человека как необъятное, многомерное и противоречивое бесконечно-конечное существо. Так семитское слово Адам (персть земная, красная глина), явно указывает на заземленность, ограниченность, временность человека: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:19). Греческое антропос (человек), наоборот, содержит противоположное значение — обращенный ввысь (в основе антропос префикс ??? «вос-», происходит от наречия ??? «ввысь»). Латинское слово homo (человек) связано со словом гумус (перегной), происходящий от humus (земля, почва). Но здесь земля уже иная: это почва, принимающая в себя семена Жизни и Истины, которые необходимо взрастить. Славянское слово «человек» происходит от индоевропейского kel (расти, возвышаться) и греческого ???? (вечность, жизнь), или славянского vekъ, означающего жизненную силу, стремящуюся к вечности.[1]
Итак, человек ограничен и безграничен, конечен и бесконечен, смертен и вечен, «он — царь, он — раб, он — червь, он – Бог». «Будучи «мерой всех вещей», сам не имеет меры, т.к. не сводим к какому-либо одному из измерений, проявляющихся в эволюции природы, истории общества и развитии его индивидуальной жизни». [2] Но если человек многомерен и неисчерпаем, то как «объять необъятное», как постичь ту непостижимость, которую зафиксировал человеческий язык?
Для ответа на этот вопрос постараемся построить структуру человека, начиная с биологической его основы, согласно которой человек принадлежит к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. [3] Белковые молекулы – главный химический материал, из которого сложен человек. Эти белки состоят всего из 20 аминокислот. Клетки человека и всех без исключения других живых существ содержат генетический материал в виде макромолекул ДНК с одинаковым генетическим кодом. Различие состоит в том, что в ходе эволюции за счет накопления информации ДНК удлинялась. Многие гены амебы и человека очень схожи. Память о биологических корнях человека проявляется в рудиментах. [4,5]
Таким образом, человек существо биологическое. В свое время Платон назвал его «двуногим животным без перьев». Человек действительно, не имеет перьев и имеет две ноги, но в этом определении упущено из виду главное, а именно — сущность человека и, как метко заметил Б. Паскаль: «человек не теряет своей человеческой сущности, теряя две ноги, а петух не приобретает человеческих свойств, когда теряет перья». Позже Аристотель называл человека общественным животным, обладающим разумом. После него большинство великих мыслителей пришли к выводу: самый важный признак, отличающий человека от животного, заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Дитя человеческое после рождения — самое не приспособленное к жизни из всех живых существ и человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. [6]
И действительно, человек выступает как феномен, который в своеобразной комбинации аккумулирует биологические и социальные влияния. Всей плотью и кровью он принадлежит природе, но, в не меньшей степени – обществу, тем самым, выступая как существо биологическое и социальное одновременно, то есть как биосоциальное существо. Где биологические свойства обеспечивают нормальное состояние и функционирование организма и являются предпосылкой для появления социальных качеств человека, а социальные качества обеспечивают существование и развитие человека как личности. Человек – продукт общественных отношений и становится таковым только благодаря человеческому обществу.
Однако на сегодняшний день известно, что регуляция поведения человека и его приспособляемость к внешней среде, происходит благодаря психике, которая является формой субъективного отражения объективного мира в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с этим миром. [7] Это дает нам право сделать вывод, что человек это биологическое существо, которое благодаря психике обретает способность к социализации и может быть определен как биопсихосоциальное существо.
Такое определение вполне согласуется с доминирующим взглядом на природу человека, однако оно противоречит иерархии элементов, из которых построено. Их три: «био», «психо», «социо». Логическая цепь проста: первичная, биологическая основа человека (тело), развиваясь, рождает психику (душу), благодаря которой, происходит процесс социализации (личность). Такая формулировка вполне уместна, если мы стоим на позициях диалектического материализма, который утверждает первичность материи и непосредственную зависимость психики от нее. Из нее следует, что со смертью биологического тела прекращается существование всех остальных компонентов – души и личности. Но «жизнь после смерти существует», – заявляют со всей серьезностью ученные. [8] Душа продолжает существовать и после смерти биологической оболочки, и до ее рождения. Психика вечна. Такая постановка вопроса, рождает совершенно другую структуру человека:
-
«психо» — душа, психика, первооснова человека, то, что может существовать без «био» и «социо»;
-
«био» — биологический компонент, тело человека, то, что не может существовать без «психо» (если конечно не брать во внимание крионику, мумификацию, и другие виды сохранения тела. Что касается комы, то в этот момент существует непосредственная связь с «психо». Сама возможность выхода из комы доказывает эту связь);
-
и наконец «социо» — личность, не существует сама по себе, а средствами «психо» является надстройкой над «био» для завершения контура того, что мы называем человек.
Данную структуру можно выразить с помощью схематического рисунка (рисунок 1), где рождение, развитие и смерть биологического тела происходит в рамках большой фигурной скобки, в границах которой социализируется и становится личностью индивид.
Рисунок 1
Отбрасывая тело душа, с накопленным в процессе жизнедеятельности опытом (личностью), переходит в промежуточное состояние, где проходит процессы и стадии первых ступеней Бардо (Промежуточное состояние сознания). [9] Далее, все зависит о накопленного опыта, если душа выбрала путь рождения в облике человека, то она попадает в область процессов и стадий, предшествующих рождению в мире людей. Так появляется индивид с задатками личности, тело которой недавно умерло. Так происходит эволюция души, так же передается опыт из поколения в поколение. Тогда индивид – это личность, прошедшая через горнила Бардо, а личность – это индивид, накопивший опыт в рамках биологического тела.
Итак, мы видим, что индивид – это надстройка тела, личность – надстройка индивида, а все вместе – средство для получения опыта. Таким образом, душа без тела существует, а вот тело без души существовать не может: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». [Быт.3.21]
Следуя данной логике необходимо признать, что человек – это психобиосоциальное существо, исходя из первичности элементов его составляющих. И если мы сравним два понятия – «биопсихосоциальный» и «психобиосоциальный», то поймем, что речь идет о совершенно разных по природе существах.
Резюмируя данную статью, хочется подчеркнуть принципиальную важность данной проблемы. Исходя из того, что современная наука пересматривает свои взгляды на природу человека и утверждает бессмертие души, необходима коррекция некоторых определений, дабы исключить их толкование и понимание в другом контексте.
Литература:
-
Зелинский К. Человек в ракурсе православной культуры. Антропологический экскурс / К. Зелинский [Электронный ресурс] // Православный образовательный портал «Слово» — (http: // old. portal-slovo. ru / rus / pedagogics / 1181/4941)
-
Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов — М., . — 416с.
-
Лавриненко В.П., Рапищев В.П., Голубь В.Ф. и др. Концепции современного естествознания : учебник / В.П. Лавриненко, В.П. Рапищев, В.Ф. Голубь и др. — Культура и спорт ЮНИТИ 1997 : 217с.
-
Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания / Т.Я. Дубнищева — Новосибирск. ЮКЭА. 1997
-
Любищев А.А. Проблемы формы, систематика и эволюция организмов / А.А. Любищев — М. Мысль. 1982
-
Боголюбов Л.Н. Обществознание / Л.Н. Боголюбов — М. Просвещение . — с. 8
-
Еникеев. М.И. Основы общей и юридической психологии. / М.И. Еникеев. — М., 1996 — с.47
-
Заммит В. Адвокат Тонкого мира / В. Заммит – СПб Издательство «Крылов» . — 288 с.
Источник: Танатогнозия