Наши ощущения как основные психологические функции

Сенсорика (ощущение) одна из основных психологических функций. Ощущение или процесс ощущения – есть та психологическая функция, которая, посредничая, передает восприятию физическое раздражение. Поэтому ощущение тождественно с восприятием. Сенсорику следует строго отличать от эмоций, потому что эмоция есть совсем другой процесс, который может, например, присоединиться к сенсорике в качестве «чувственной окраски», «чувственного тона». Сенсорика относится не только к внешнему физическому раздражению, Но и к внутреннему, т.е. к изменениям во внутренних органических процессах.

Поэтому сенсорика – есть, прежде всего, чувственное восприятие, т.е. восприятие, совершающееся посредством чувственных органов и «телесного чувства» (ощущения кинетические). Сенсорика является, с одной стороны, элементом представления, потому что оно передает представлению перцептивный образ внешнего объекта, с другой стороны, — элементом чувства, потому что оно через перцепцию телесного изменения придает чувству характер аффекта. Передавая сознанию телесные изменения, сенсорика является представителем и физиологических влечений, однако оно не тождественно с ним, потому что оно является чисто перцептивной фукцией..

Следует различать между чувственным (сенсуозным) или конкретным ощущением и ощущением абстрактным.

Первое включает в себя формы, о которых речь шла выше. Последнее же обозначает отвлеченный вид ощущений, т.е. обособленный от других психологических элементов.

Делов том, что конкретное ощущение никогда не проявляется в «чистом» виде, а всегда бывает смешано с  чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение представляет собой дифференцированный вид восприятия, который можно было бы назвать «эстетическим», т.к. он обособляется от всякой примеси различий, присущих воспринятому объекту, так и от всякой субъективной примеси чувства и мысли. Поэтому он возвышается до степени чистоты, не доступной конкретному ощущению.

Например, конкретное ощущение такого процесса как ремонт ювелирных изделий передает не только восприятие самого процесса, но и причины поломки, того какие трудности будут возникать в процессе ремонта и т.д. Напротив, абстрактное ощущение тотчас же выделяет какую-нибудь бросающуюся в глаза чувственную деталь, например цвет сломанного кольца, через который мы воспринимаем ювелирное литье, в обособлении от всех вышеуказанных примесей.