Минусы тренингов

В чем минусы тренингов? Даже самые удачные, самые эффективные тренинги имеют свои минусы.

Общаясь со множеством людей прошедших различные тренинги и у нас и у других тренеров, убедилась что после разового прохождения тренинга:

— меняется в поведении, мировоззрении только то, до чего дозрел каждый конкретный человек. Даже если вся информация воспринимается, принимается и понимается, если она не затрагивает наболевшее — большая часть тренинга останется где-то на периферии сознания как тревожный сон. Возможно когда-то потом в будущем это поможет — в нужное время, нужная информация вдруг разбудит актуальное воспоминание — а ведь да, я же помню, на тренинге…. Но не обязательно.

— даже на тренинге, где разумом понимаешь, что ошибки делать можно, никто не обидит и не унизит, самооценка болит, и дураком быть не хочется, все проблемы не отрабатываются и все вопросы никогда не задаются.

— тренинг имеет ограничение по времени и всех актуальных и наболевших вопросов никогда не успеешь отработать.

— тренер, как бы профессионален он не был — все равно в какой-то степени экзаменатор и поведение бессознательно заточено под одобрение или противостояние в зависимости от целей.

— полученное знание применяется на практике и если оно работает, начинает использоваться где надо и где не надо, часто утрачивая первоначальный смысл и эффективность.

— результат тренинга без дополнительной посттренинговой работы недолговечен и как только усвоенный навык дает сбой, происходит откат назад к привычному поведению.

— эффект группы, как эффект попутчика часто позволяет быть более откровенным, более понимающим, дает ощущение единения, принятия. Люди начинают искать подобных ощущений вне тренинговой группы, и, не обладая навыками в строительстве нужных отношений, и не получая результатов, разочаровываются.

— тренинг — это всегда испытание и преодоление, о нем приятно вспоминать как о взятом препятствии, эмоциональном приключении, но алгоритм преодоления усваивается очень расплывчато и не всегда целиком.

Так что тренинг эффективен только как часть системы обучения, важный, интересный, дающий толчок… но нуждающийся в закреплении достигнутого элемент системы. Как минимум необходимо посттренинговое сопровождение, а лучший результат дает спланированная длительная тренинговая программа.