Гамлет
1 функция «Хорошо» — объектная этика. «Меня невозможно не любить!»
Живет внешними отношениями между людьми, чужими эмоциями и чувствами, умеет нравиться окружающим, созидать позитивную атмосферу. Консервативен в оценках того, кто как к кому относится, в том числе к нему, лишь бы это отношение не менялось – это может вызывать в нем раздражение, а также то, что кто-то с ним не согласен в этом. Категорически не приемлет тех, кто относится к ним плохо или вообще действует из низменных побуждений, они для него – как красная тряпка для быка. Привязчив к людям, которым он уверен, что симпатичен. Умеет ценить людей. Отношения воспринимаются как нечто постоянное и если человек изменился, то они никогда в это не поверят, так как отношения для них – зона консерватизма. «Хорошие» должны быть «хорошими», а «плохие» – «плохими». Если они начинают вести себя наоборот – это уже раздражитель. Поэтому не хотят верить в изменение ситуации с отношениями «до последнего», пока факты не будут уже вопиющими, да и то запросто могут сказать, скажем, что виноват кто-то другой. Никогда не обостряет отношения намеренно. Стабильные множественные личные отношения, связи организуют основу его личности. Не умеет быть один, ведь если нет отношений с кем-то, если никому не нужен, то и меня не существует. Мир кругом должен быть хорошим, добрым, любящим и заботливым. Иногда могут искать себе место среди религиозных сект, так как там проповедуется принцип «все должны любить всех». Если не могут завоевать чувства других, то это провоцирует в нем внутреннее раздражение, комплекс неполноценности. Являются ревнителями такого понятия как поведенческие нормы, чтобы люди в определенных ситуациях демонстрировали соответствующие этой ситуации чувства, отклонение от которых их может раздражать. Нуждаются в публике. Любая ситуация – это, прежде всего,
совокупность отношений. Первая функция о третьей: должна быть успешность в личной сфере, иначе идет двойной удар по обоим функциям, направленным на себя и сильный стресс.
2 функция «Надо» — субъектная интуиция. «Мои идеалы и принципы смело несу в массы».
Любят находить внутренне противоречивых людей, «копаться» в них, созидать в них внутреннюю гармонию, настроение. Из них получаются отличные артисты, так как они умеют и любят «вживаться» в образ какого-то человека изнутри и «играть роль» от его лица. Умеют разбираться в сути сложных внутренних ситуаций – потенциально хорошие аналитики. Часто им сложно найти себе применение, так как их «продукт» – это внутренние конфликты человека, а чтобы проникнуть так далеко «в душу» человека, для этого нужно иметь позволение. Поэтому часто становятся ранимыми и уязвимыми, просто чтобы гармонизировать самих себя, раз «оно больше никому не надо», а иногда и вовсе начинают словно мучить и истезать самого себя, копаться в своих болячках. Причина этого – сложность найти адекватное применение в мире своей творческой функции, так как это не очень востребовано, ведь не всякий пустить кого-то копаться в своих внутренних проблемах. Их продукт – смелые идеи, принципы, системы веры и знаний, которые они несут в мир, пропагандируют. Но делают это красиво, творчески, «тонко», не навязывая их, а интересно пропагандируя. Занимаются поиском внутренне противоречивых ситуаций, любят в них разбираться. Не найдя себе применение, часто реализуются в искусстве, так как это тоже хороший способ применения функции. Умеет входить в разные внутренние психологические состояния. Хороший оратор, так как умеет воздействовать положительно на внутреннее состояние других с точки зрения гармонии. Их продукт – это целостность внутренней ситуации, поэтому могут реализовываться успешно и в психологии, так как это значит, что они – врачеватели душ человеческих. В жизни они любят все драматизировать, малейшее изменение своего настроения или внутреннего состояния обязательно доносится до всех кругом. Обычно они очень любят «раздувать из мухи слона», для них это – способ найти работу на вторую функцию, чем больше их «вывалишь» – тем больше реализация личности в мире. Вторая функция о третьей: «быть или не быть? Вот в чем вопрос». Вторая функция о первой и четвертой: может пытаться вызывать симпатии рассказами о своих душевных терзаниях, жаловаться на то, что его расстраивает непонимание чего-либо.
3 функция «Проблемы» — объектная сенсорика. «Вот бы мне взять первый приз на соревнованиях по выявлению сильнейшего человека мира!»
Важнее всего в жизни быть богатым, сильным, красивым, успешным, умелым. Воспринимает это как вызов и от этого зависит его самооценка, поэтому он очень много об этом беспокоится. Если что-то не складывается – то это приобретает характер катастрофы. Часто любит наряжаться ярко, броско, вызывающе, как способ бросить вызов окружающим, доказать свою красоту и успешность. Разорение, старость, социальная неуспешность, некрасивость с точки зрения социальных стандартов для такого человека иногда даже может становиться поводом для суицида. При защите самооценки в минус – могут наоборот перестать следить за внешностью, ходить растрепанными. Вообще они обычно считают, что из профессии нужно уходить вовремя, чтобы не опозориться. Боятся выглядеть слабыми и любят показать себя смелыми, сильными, отчего часто могут, скажем, заниматься единоборствами «на показ», научиться каким-нибудь опасным трюкам и везде, где только можно, их демонстрировать, а также заниматься спортом. Человек нуждается в постоянном взятии новых вершин и это, как ни странно, их слабое место. Иногда, если все гладко в их жизни, в какой-то момент может все бросить и поехать в другой город, чтобы «начать все с начала», таким образом повышают самооценку. Очень сильно социально обусловлены, если кому-то что-то нужно – то автоматически это становится нужным отчего-то и ему и он начинает пытаться любыми силами это заполучить. То, что наилучшим образом предназначено для него и лежит рядом, достаточно только протянуть руку, ему обычно попросту не интересно, если это не надо завоевывать. Отсюда же возможны аналогичные проблемы и в личных отношениях, постоянно превращающиеся в гонку за недостижимым. А как только оно становится достижимым, и весь интерес пропадает, парадокс. Суметь все преодолеть и победить – главный мотив их деятельности. Самое страшное для них – проиграть, это означает позор. Из-за этого не любят ввязываться в те предприятия, которые выиграть слишком сложно. Ведь по третьей функции не может быть никаких рисков: обычно ставятся сложные, даже очень сложные задачи, но вполне решаемые и достижимые. Чаще всего они связаны с уже имеющимися умениями, а не развитием новых. Им нужна социальная успешность, всеобщее признание их победы. Иногда могут придумывать хитрые способы повышения самооценки: внезапно заболеть, потом тяжело лечиться, выздороветь и воспринимать это как собственное достижение, победу.
4 функция «Хочу» — субъектная логика. «Ключи надо искать не там, где они спрятаны, а где светлее и где мне понятнее, как они могли туда попасть».
Человек сознательно ищет себе место, где ему все понятно и всячески избегает тех, где что-то остается непонятным, сложным, прежде всего с точки зрения здравого смысла. Очень нуждается в людях, которые умеют понятно объяснять сложные вещи, часто к ним привязывается по этой причине. Если ему сказать, что что-то сложно будет понять, то он и не будет пытаться в этом разобраться, просто сбежит. Если сказать, что это легко, то и понять это ему будет легко, так как он внушается этим. Очень внушаем пониманием окружающих людей и вообще любой логикой, поэтому легко могут поверить в самые странные и нереальные вещи, их в этом легко убедить. Любят ходить учиться, но на те курсы, где подробно и понятно, дотошно все объясняют. Лекции, где просто выдают термины и факты, их пугают, так как каждый из них должен быть им сперва дотошно объяснен. Могут быть обмануты мошенниками из-за внушаемости их логики, об этом им нужно помнить всегда. Кто-то постоянно должен объяснять им, что все просто и понятно, тогда и место пребывания им будет казаться хорошим. Если покинуть ситуацию, где ему что-то непонятно невозможно, то может дурачком прикинуться или сделать вид, что ему тут не интересно, скучно. Злится на людей, которые точно знают, но отказываются объяснять то, что не понятно ему: считает, что они, таким образом, над ним издеваются. Лучшее место обитания – прежде всего на 100% понятное и предсказуемое.
— 1 функция «Плохо» — субъектная этика.
Собственное отношение к кому-то или чему-то человеком напрочь игнорируется. Вместо этого он подвержен социальной суггестии. Если все говорят, что что-то «хорошо», а что-то «плохо», то и он будет думать и говорить то же самое, даже если это в корне не верно. Кроме того, он никогда не высказывает своего истинного отношения к чему-либо вслух, считает это очень личным и сугубо интимным делом, о котором и говорить то не следует. Вместо этого живет внешними отношениями между людьми. Если его вынуждают сделать это, то ведет себя как «уж на сковородке», выкручивается как может, чтобы не выглядеть в глазах других плохо. Может даже специально убеждать себя в том, что он полностью согласен с мнением остальных, даже если это откровенно не так. Это делает его немного лицемерным: он может не замечать существующих проблем, вместо этого «петь под дудку» большинства. Если для принятия в каком-то обществе ему нужно изменить свое отношение к кому-то или чему-то, то делает это не задумываясь. Более того, иногда он может игнорировать и свои чувства. Если человек, который ему нравится, не является популярной в данном обществе фигурой, то может этому чувству просто не придать значения, посчитать это чувство чем-то недостойным себя. Иногда вообще свое отношение к кому-то просто играет. В ситуации, когда первая функция не может функционировать нормально, может иногда включаться эта функция. Например, когда он вынужден отбиваться от нападок на себя, тогда может начать откровенно хамить, говорить, что о ком думает на самом деле. Таким образом, происходит сращивание себя с внешним миром и дальше проблемы как-то решаются, так как его мнение становится услышанным и уже нечего скрывать, можно действовать «в открытую», не пряча «фигу за спиной».
— 2 функция «Не надо» — объектная интуиция.
Внешний гармоничный и предсказуемый мир – не его мир. Он любит спонтанность, внешний распорядок дня – только в общих чертах, в основном связан с работой. Дальше все может и должно пойти «как захочет левая нога». Ему не очень интересно находиться в мире, где все слишком хорошо и предсказуемо, надо сразу там посеять интригу, заставить всех шевелиться, действовать, чтобы началось какое-то действие. Если для этого придется взять на себя негативную роль – значит, так тому и быть, но это все равно лучше, чем если все утонут в болоте с предсказуемым концом сказки из разряда «и прожили они длинную жизни, и умерли в один день». Обычно любит находить себе профессию, где не надо очень уж строго следовать какому-то распорядку дня, расписанию или просто любит часто ее менять. Впрочем, в определенных ситуациях, конечно, надо ему строго следовать, но это – только в специальных случаях. Это может быть работа или служба в армии, а может еще быть в виде необходимости создать спокойную внешнюю атмосферу для тех, кого он любит. Все зависит от того, что он вкладывает в это самое понятие «нормы». Им подчиняться тяжело, но все же нужно иногда. Все остальное время должно проходить в «свободном полете». Впрочем, в ситуации длительного стресса и невозможности реализоваться в мире по второй функции, может наступать инверсия – вытеснение минус второй функцией вторую. Тогда он начинает постоянно критиковать весь окружающий мир и его устои. В результате находит тех, кому, может быть, также неуютно в нем жить, и полезно было бы помочь наладить целостность внутренней ситуации, душевную гармонию как следствие этого. Таким образом, находит работу для нее.
— 3 функция «Решение проблем» — субъектная сенсорика.
Чтобы много чего уметь в жизни и добиваться – нужно обладать железным здоровьем. Поэтому, если заболевает, то сразу запасается «килограммами» лекарств. Начинает по-настоящему следить за своим здоровьем, только если часто болеет, тогда избегает вредных привычек, бегает по утрам. Может начать закаляться, пойти обследоваться в больницу, следить за полезностью питания, но это только в таком случае. Во всех остальных может запустить свое здоровье, не заниматься спортом.
— 4 функция «Не хочу, боюсь» — объектная логика.
Боится факторов объективного мира. Скажем, нужно сдать на права, но боится садиться за руль, так как знает, что это сложно: нужно следить за дорогой, знать и применять правила и вовремя переключать педали и передачи. Поэтому, чаще всего так и будет думать, что надо «сдать на права», ничего для этого не делая. В доме у них по этой же причине может царить «анархия». Ведь, чтобы сделать ремонт, навести порядок в доме, выкинуть все лишнее – надо хоть немного, да поработать по зоне страхов. А этого не хочется, поэтому откладывает все это очень надолго, пока уже дышать будет нечем. Только тогда придется «разгрести балкон», уложить весь хлам по местам или выкинуть. Ему страшно начать реализовывать свои планы, идеи. Ведь он сразу вторгается именно на эту территорию страхов. Поэтому, чаще всего он так и будет размышлять на темы «быть или не быть», чем реально принимать решение, что-то делать, менять. Не любит он, когда ему просто говорят факты, не объясняя, что они означают. Лучше тогда вообще не говорить, так как это его пугает. Пришел врач, сказал, что у него герпес, прописал мазать зеленкой и тут же убежал, ничего не объяснив. Серьезная ситуация: а вдруг это страшное заболевание? А я даже и не понимаю этого. Если в каком-то месте ему все кажется непонятным и сбежать оттуда нельзя, то иногда включается эта функция. Тогда он начинает говорить на темы того, что он точно знает: скажем, что земля вращается вокруг солнца, а если кто-то это подхватит, то объяснит ему и то, почему именно это происходит. Таким образом, вопрос понимания будет снят и место нахождения станет все же более комфортным.
Резюмирующее описание
Рационал, что означает внутреннюю предсказуемость, последовательность. Внешние проявления наоборот очень нестандартные: одежда, работа, «продукция». Первая функция связана с высоковероятными событиями, что делает его еще более консервативным и это может считаться негативным фактором. Основная «продукция» связана с маловероятными событиями, что может считаться негативным фактором ввиду ее еще большей нестандартности. Все вместе это дает очень мощный контраст: внутренний консерватизм и внешняя экзальтированность. Из-за этого у него могут быть серьезные проблемы недопонимания с окружающим миром: как в жизни, так и в деятельности, что ему крайне важно иметь в виду. Экстравертный тип, это означает то, что он воспринимает себя частью окружающего мира, а не чем-то из него выделенным. Сам себе он кажется понятным и простым, поэтому не стесняется что-либо рассказывать о себе, а окружающий мир кажется ему сложным, малопонятным, поэтому он не умеет им манипулировать, раздавать команды, вместо этого с интересом изучает его. Доминантные потребности связаны с функциями, ориентированными на себя, а не на окружающий мир. Это позволяет ему достаточно легко перемещаться с места на место, мигрировать, приспосабливаться к изменениям внешнего мира (склонность к сангвиническому темпераменту – уравновешен, подвижен). Также это добавляет ему некоторый элемент самоуверенности. Активная жизненная позиция из-за того, что доминантная потребность находится на первой функции. Не очень активен в творчестве из-за того, что субдоминантная потребность — на второй. Живут в потоке качественной информации, что означает умение хорошо видеть нужное направление движения, но извлечь из этого пользу могут не всегда из-за неумения работать над этим. Ему очень полезно было бы найти помощника, умеющего работать, который бы помогал ему достигать нужных целей.
Признаки: компромиссный (зона самоуверенности), принципиальный (зона уверенности), волевой (зона переживаний), понимающий (зона продажности).
Залог успеха типа: понятность всего вокруг по месту нахождения, достижение богатства и социального признания, добрый и заботливый мир, спрос на его умение видеть и решать внутренние конфликты других людей или на его идеи и принципы.
Профориентация: артист, психология, искусство, аналитик, идеолог, кадровик, модельер, политик, детский тренер.
Автор — Голихов Дмитрий
Источник — "Пособие по инструментальной соционике"