Опубликовав в 1951 г. книгу “Дианетика”, Рон Хаббард учредил и секту, которая впоследствии сформировалась в Церковь Саентологии. Успех книги (а она стала бестселлером) вдохновил Хаббарда к развитию своей доктрины. Появляются следующие книги. В 1954 году секта регистрируется в Соединенных Штатах в Калифорнии. С того времени достаточно динамически развивается. Ее филиалы осуществляют деятельность в большинстве европейских государств. По приблизительным данным, около шести миллионов людей во всем свете принимало участие по крайней мере в одном семинаре, организованном сектой. Однако количество членов, заангажированных полностью, намного меньше и не превышает нескольких тысяч лиц. Однако вернемся к доктрине Габбарда, поскольку она интересует нас прежде всего. Она состоит из двух основных частей: дианетики и саентологии.
Дианетика – это определенного рода универсальная терапия, благодаря которой любой человек может решить каждую свою проблему. В основе этой теории лежит достаточно своеобразная аналогия между человеком и компьютером. Человеческий ум подобен совершенному компьютеру. Важными для него является два типа раздражителей: приятность и боль. Приятность вызывает позитивные эмоции, боль, вместо этого, блокирует отдельные участки ума, подобно тому, как блокируется, “зависает” в результате неумелого пользования компьютер. Целью дианетики является освобождение, разблокирование человека, которое осуществляется в ходе терапевтического процесса под названием аудитинг. С помощью аудитора – опытного члена секты – человек просеивает все стадии своей жизни, ища моменты, в которые он испытал блокировку. Проанализировав свою жизнь, включительно с моментом рождения, таким же способом он анализирует предыдущие воплощения.
Человек, освобожденный от всех блоков, называется clear (просвеченный, свет). Аудитинг — терапия для очень богатых. Рон Хаббард, опираясь на концепцию психобиологической целостности человека, твердит, что clear, а следовательно, полностью оздоровленный человек, не только не будет иметь проблем психического характера, но также не будет болеть, не будет иметь даже насморка. Приняв во внимание, что в области медицины и психологии Хаббард является самоучкой, такого типа утверждения могут ошарашивать. Поэтому не стоит удивляться, что такие утверждения, как и то, что лица, которые проводят аудитинг, обычно не имеют профессиональной подготовки в отрасли психотерапии, вызывали и вызывают острую критику психиатров и психотерапевтов в адрес Церкви Саентологии.
Второй частью доктрины Хаббарда является Церкви Сайентологии. В сайентологии также говорится о боге. Но саентологичний бог – это только бесконечная энергия, соединенная с бесконечным пространством. Это виденье божества так принципиально отходит от религиозного мышления, что некоторые исследователи выражают сомнение, является ли доктрина Габбарда вообще религией, или только определенной эклектической философией. Ведь в его взглядах видно влияния Фрейда, Гегеля, мистицизма индуизма, перемешанные с выдумками, взятыми живьем из научно-фантастической литературы.
Депрессия, жизненный тупик бросают в объятие секты многих людей, но, отбыв множество семинаров и упражнений, они не находят, вопреки обещаниям, решения своих проблем, а к тому же, испытывают значительные материальные потери. Для защиты этих людей создаются специальные организации вроде той, которую создала в Германии Рената Гартвиг. Ее книжка “Сайентология. Обвиняю” описывает злоупотребления, которые содеяла эта секта в Германии.