Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормальновидящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приёмам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Развитием осязания и мелкой моторики следует заниматься не только на специальных занятиях, но и на общеобразовательных занятиях.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и общения.
Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или группой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.
Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое даёт им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.
Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть скорригированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного или полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.
При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.
Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики, изобразительного искусства и др.).
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия.
Для восприятия навыков осязательного восприятия у детей с нарушением зрения могут быть использованы разные педагогические приёмы.
Наряду с развитием непосредственного осязания на коррекционных занятиях детей необходимо познакомить с некоторыми приёмами опосредованного, т.е. инструментального осязания (например, обследование и узнавание предметов с помощью палочки).
Каждое коррекционное занятие должно состоять как минимум из двух частей:
1. упражнение для рук (самомассаж, игры на пальцах и т.п.); они необходимы для того, чтобы снять напряженность мышц кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость.
2. ознакомление детей с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, лепка, конструирование, лепка и др.).
По мере развития у детей навыков осязательного восприятия и действий с предметами тифлопедагог на одном занятии может объединять различные виды деятельности, исходя из познавательных возможностей детей и степени овладения ими материала программы.
Педагог сам может дозировать время на изучение разделов программы в зависимости от успешного овладения детьми навыков осязательного восприятия или приёмов конкретной предметно-практической деятельности.
Задачи и содержание работы.
Те, кто работает с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.
Основная задача – развитие двигательных и познавательных способностей. Она реализуется через развитие:
1. Двигательной области коры головного мозга:
— формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
— умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя);
— формирование зрительно-моторных координаций.
2. Речевой области коры головного мозга:
— формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
3. Мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4. Координации крупных движений и умение владеть своим телом, совершенствование двигательных умений и навыков.
5. Пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве.
6. Формирование навыков учебной деятельности:
— умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
— умение действовать правильно, повторяя показанный образец.
Реализация этих задач с учетом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию.
Основные направления формирования осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
1. Коррекция осязания.
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.
Лепка.
Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Дети, которые приходят в наше дошкольное учреждение в возрасте (обычно) трех лет, не могут скатать колбаску, сдавить её ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму. Поэтому приходится учить их самому формообразующему движению, и его качествам: силе, направленности. Поначалу беру их руки в свои, и мы вместе катаем колбаски, шарики, сдавливаем их, превращая в плоские формы. Затем учу лепить простые предметы (овощи, фрукты, грибы). На третьем же и четвертом году обучения дети под руководством воспитателей лепят фигурки животных, людей.
Мозаики и конструкторы.
Также развивают мелкую моторику и осязание. Используются мозаики, конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети первого года обучения учатся формировать фишки мозаики по цвету, размеру и форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, простые узоры. Дети второго – третьего года обучения выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки в разных направлениях. Для детей со сходящимся косоглазием используется геометрическая мозаика на фланелеграфе, а также магнитная мозаика.
Работа со штампами.
В процессе работы со штампами развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение), развивается щепоть руки, что необходимо для подготовки руки к письму.
На занятиях, в свободной деятельности используется также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застежки, работа с природным материалом, с бумагой. Это способствует развитию ручной умелости, а главное повышает остроту зрения у детей с амблиопией.
2. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации.
У детей, страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормальновидящих сверстников, как уже было сказано, можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Cистема коррекционно- педагогичесокй работы направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности.
Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. Овладения движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребенка в целом, в том числе речи, а для детей с нарушением зрения является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.
Пальчиковые игры.
Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры — своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.
Пальчиковые игры организуются во вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание.
3. Коррекция изобразительных навыков.
Чтобы сформировать более точные и координированные зрительно-моторные реакции, преодолеть неуверенность и скованность движений руки во время работы в тетрадях или альбомах, используются разные виды коррекции изобразительных навыков.
а) Коррекция точности направления руки.
Цель: Формировать умение проводить длинные и короткие вертикальные и наклонные линии сверху вниз, снизу вверх, горизонтальные линии слева направо, точно соединяя между собой рисунки, точки.
Задания: Изобрази, как капельки падают из облака в лужу, пчелка летит с цветка на цветок, машина едет в гараж и т.п.
б) Коррекция размаха движений руки при рисовании.
Задание: Нарисуй, как кораблик плывет по волнам.
г) Коррекция формообразующих движений.
Задания: «Намотай клубочки» (от края и от центра по часовой стрелке), стараясь не отрывать карандаш от бумаги; нарисуй внутри большой фигуры такие же, но постепенно уменьшающиеся фигуры; вокруг маленькой фигуры нарисуй постепенно увеличивающиеся фигуры.
д) Коррекция изображения мелких предметов.
Если ребенок рисует слишком мелкие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти, что необходимо преодолевать.
Задания: Обведи, а потом нарисуй крупные фигуры (примерно в треть листа) без отрыва руки. Соедини точки, отрывая руку.
Со старшими дошкольниками используются тетради в крупную клетку.
( Детям с низкой остротой зрения дополнительно разлиновываем клетки, чтобы увеличить их яркость). Эта работа проводится два раза в неделю по пять-семь минут как часть комплексного занятия по математике, обучению грамоте, развитию речи. При этом необходимо с самого начала следить за правильной посадкой, правильным расположением пальцев на пишущем предмете, правильном положении кисти и локтя, так как исправлять неправильные навыки письма значительно труднее.
Система работы в тетрадях в клетку состоит из следующих этапов:
1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
2. Задание «Продолжи узор»; вертикальные и горизонтальные прямые палочки и комбинации из них: дуги, волнистые линии, круги, овалы.
3. Печатание букв по клеточкам.
4. Печатание цифр.
5. Графические диктанты.
6. Рисование фигур сложной формы путем подсчета клеточек на образце (нарисуй рядом такую же фигуру и раскрась её).
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется зрительно-моторная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зрительная память. Вся эта работа сопровождается забавными стихами – чтобы заинтересовать детей и оживить однообразную работу, которую некоторые из них не любят выполнять. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, стихи постепенно заучиваются, и ребенок уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строки из них. Таким образом идет оречевление производимых действий.
Для закрепления приобретенных графических навыков задания даются на дом. Кроме этого, повторяется соответствующий речевой материал (словарь по теме, стихотворные тексты и т.д.). Так осуществляется подготовка к письму будущих школьников, отрабатывается звукопроизношение, а параллельно идет работа над лексико-грамматическим строем речи.