В СССР учителем называли работника, занимающегося преподаванием, а также воспитывающего по коммунистическим правилам и основам.
В дореволюционный период учителя делились на «социальные классы», как и все общество в целом, а именно положение их определялось «верхушками» власти. Народный учитель считался низшей ступенью, как и тот слой, чьим воспитанием он занимался – крестьян и трудящихся. При этом народный учитель пользовался особым уважением и пониманием среди этого слоя. Вследствие того, что народные учителя поддерживали революционные настрои в обществе и помогали их пропагандировать, а также стремились повлиять на направление занятий и отношения с учениками, правительство усиливало контроль за их деятельностью, в то время как учителя гимназий пользовались предоставленными им привилегиями. Правительство стремилось превратить их в «свою правую руку» для осуществления своих целей.
По прошествии октябрьской революции Советская власть и ее политика была поддержана учителями. Реформа системы народного образования обещала учителям дореволюционного периода демократию и простор действий. В.И. Ленин в 1918 году потребовал связи деятельности учителей с продвижением социалистического настроя в народные массы.
Спустя около 60 лет количество учителей увеличивается примерно в 10 раз, если к 1914 году численность учителей составляла 280 тысяч человек, то затем она становится следующей – 2700 тысячи человек. Учителя стали одной из самых сильных политических «промоутеров», в процессе своей деятельности они активно распространяли в народных массах политические настрои и идеи. При этом процесс обучения также активно совершенствовался вместе с социалистической направленностью.
По сравнению с дореволюционным периодом, когда простых учителей «держали в ежовых рукавицах», советское правительство меняет все в корень. Учителям предоставляются различные социально значимые льготы , а именно квартира (для сельских учителей), периодическое повышение заработной платы, каждый год предоставлялся оплачиваемый отпуск (48 дней) и т.п.