За последнее десятилетие настолько изменилось экономическое состояние общества, обусловленное применением высоких технологий, что старые качественные характеристики выпускников, связанные со знанием фактологического материала, стабильностью рабочего места, привязанностью работника к выполнению одних и тех же функций в течение всей своей профессиональной жизни, подвергаются сомнению. На смену им приходят иные качества личности, определяющей лицо общества XXI века: гибкость, мобильность, умение ориентироваться в информационном пространстве, работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом. Как определяет федеральный стандарт образования, выпускники школы должны получить опыт работы с источниками экономической информации, критического осмысления информации, формирования собственных заключений и оценочных суждений, анализа общественных явлений, освоения типичных экономических ролей и написания творческих работ. [1]
Создание условий для выбора учеником своего собственного образовательного пути, развитие каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными психофизиологическими особенностями и применение современных методов оценки поступательного движения учащегося по образовательному маршруту — важнейшие задачи школы и педагогического сообщества страны в современных условиях качественного обновления российской системы образования. [2]
В МОУ «Средняя школа № 20 с углубленным изучением социально-экономических дисциплин» преподавание экономических дисциплин ведется с 1992 года. Именно тогда была разработана первая программа «Менеджмент с элементами маркетинга и бухгалтерского учета». Эта программа предусматривала обучение учащихся 10-11 классов и подводила их к овладению профессией менеджер-коммерсант.
В настоящее время в школе преподавание экономических дисциплин ведется не только в старшем (10-11 классы), но и в среднем звене (6-9 классы) по федеральным программам, утвержденным Министерством образования РФ с использованием базовых учебников.
С года в десятых, а с учебного года в девятых классах учащимся предложен ряд элективных курсов экономического направления. Это такие курсы, как: «Прикладная экономика», «Маркетинг», «Менеджмент», «Моделирование экономики и менеджмента», «Основы бизнеса и предпринимательства», «Реальный потребитель», «Бизнес и экономика».
В экономическом образовании необходим компетентностный подход, т.е. подход, при котором в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В учебной деятельности я отдаю предпочтение разноуровневому, проблемному обучению, коллективной системе обучения, исследовательским, проектным и игровым методам в обучении. Основной принцип данных методов может быть сформулирован так: «Знать — чтобы уметь, уметь — чтобы действовать!»
Педагогические технологии и методы обучения я выбираю с учетом целей и содержания экономического образования на каждой ступени, возрастных особенностей учащихся.
Деловые игры можно проводить с детьми разного возраста, но я в своей педагогической деятельности их использую чаще в 6 -7 классах. Активные формы обучения и особенно деловые игры позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. Прямо по древнекитайской мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, включи меня в действие, и я тогда пойму». Игра позволяет воплотить индивидуальный подход в обучении. Она учит мыслить, позволяет ученику стать субъектом обучения, проявить свои индивидуальные личностные качества, она позволяет одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов.
В методической литературе встречается достаточно разработок учебных деловых игр. Примеры учебных игр используемых мною на уроках экономики в 6-7 классах: «Рынок», «Книжная фабрика», «Необитаемый остров», «Рекламная кампания», «Строительство домов» и др.
Не менее важной является исследовательская работа учащихся, работа над рефератами и последующее участие в научно-практических конференциях.
Это позволяет учащимся:
• применять свои теоретические знания, полученные в процессе изучения экономических спецкурсов и других предметов, для анализа реальных явлений и процессов нашей жизни;
• приобрести навыки работы с научной литературой и материалами периодической печати, используя их для обоснования или опровержения той или иной точки зрения;
• получить опыт выступления перед большой незнакомой аудиторией.
Именно исследовательская и проектная деятельность соответствует современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно эти методики позволяют организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствуют развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.
Результаты внеурочной учебно-исследовательской деятельности можно наглядно проследить в работах выпускников. В них многие идеи урочной исследовательской деятельности обрели свое материальное воплощение.
В работе «Внешний государственный долг России: вчера, сегодня, завтра» ученица 11 класса еще в году сделала прогноз о том, что огромный внешний долг России не опасен и вскоре будет погашен. Другая ученица в работе «Нужен ли России стабилизационный фонд» исследовала изменение в государственном бюджете России, выяснила источники формирования стабилизационного фонда России, сделала вывод о необходимости сохранения стабфонда.
Не менее интересны и содержательны работы других учащихся. Только за последние три года были выполнены работы на темы: «Нужна ли обществу реклама», «Мировой автобизнес и место России на авторынке», «Судостроение и место России на рынке судостроения», «Россия на мировом рынке вооружений», «Роль нефти в мировом развитии», «Что получит и что потеряет Россия при вступлении в ВТО», «Ипотечное кредитование в России – есть ли перспективы?», «Глобализация – шанс или угроза?» и др.
К исследовательской деятельности детей надо готовить.
С целью приобщения учащихся к проблемному, поисково-исследовательскому методу на уроках могут предлагаться задания творческого содержания. Вопросы и задания я подбираю таким образом, чтобы они требовали продуктивных ответов, мобилизовывали мышление на выдвижение предложений, гипотез, умения анализировать факты, вычленять главное и второстепенное.
Создавая проблемную ситуацию и предлагая детям найти выход из нее, я стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт учащихся.
Таких проблемных заданий на уроке экономики может быть много. Например, это проблема «лишних», свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал:
«Зарытый клад ржавеет и гниет,
лишь в обороте золото растет».
Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении акционерных обществ, темы «Деньги». Дети после споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.
1. Надо покупать акции всех видов (и простые, и привилегированные).
2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.
Таким образом, учащиеся самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения «Нельзя класть все яйца в одну корзину».
Исследовательская деятельность учащихся может быть прослежена и на уроке-дискуссии. В теме «Бюджетно-финансовое регулирование» в ходе дискуссии в классе родился вопрос: «Почему при наличии стабилизационного фонда, при наличии профицитного бюджета, Российское правительство не вкладывает средства в образование и науку?» Эту проблемную задачу дети разрешили сами на следующем уроке, изучив дома разные источники информации. Результатом обсуждения стала трактовка экономической основы этого явления – нет эффекта немедленной отдачи.
О том как на уроках мы проводим исследования, можно показать на примере изучения темы «Конкуренция».
Ученики класса делятся на 4 группы, им предлагается исследовать отраслевые рынки города Северодвинска. Все четыре группы должны представить отчет о проведенном исследовании с обоснованием своего заключения о структуре рынка данной продукции. Так, например, ученики доказывают, что рынок услуг такси в нашем городе представляет собой рынок монополистической конкуренции. В своем отчете они показывают, что число фирм, представляющих эти услуги достаточно велико, что услуги, предлагаемые этими фирмами, различаются качеством, ассортиментом, уровнем сервиса. Они анализируют, как различаются цены, определяют факторы формирования цены, доказывают, что цена зависит от спроса и предложения, но формируется не только рынком, но и зависит от самой фирмы. Кроме того, учащиеся анализируют насколько легко открыть предприятие в данной отрасли. То есть, проводя данное исследование, они проводят анализ по всем основным критериальным признакам рыночной структуры: количество предприятий в отрасли, тип продукта, условия вступления в отрасль, контроль фирмы над ценой. На следующем этапе все результаты исследований заслушиваются, учащиеся задают друг другу различные вопросы (в том числе и самые коварные), ребята спорят, выдвигают контраргументы. Докладчики же должны отстоять свою позицию. Проанализировав полученные данные, подкрепив их информацией из различных публикаций, а также жизненным опытом старшего поколения, дети приходят к пониманию сущности конкурентных рынков.
Знания, которые они добывают, становятся прочными и осмысленными. В — учебном году с разными классами были проведены исследования финансовых учреждений города Северодвинска, розничных торговых сетей города Северодвинска, рынка труда города Северодвинска и Архангельской области.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов, формирующих экономический образ мышления, можно выделить и проектирование. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Вот уже на протяжении четырех лет с учащимися 10 классов мы реализуем проект создания Школьной компании. Реализация проекта возложена на учащихся, а моя задача состоит, как правило, в оказании содействия, в координировании всего процесса.
В — учебном году была создана «Чудо и К». Занималась эта фирма производством мягких игрушек, небольших по размеру, таких, чтобы можно было повесить на портфель. Проект реализовывался, как межпредметный: экономика и технология. Был составлен первый бизнес-проект. Проект оказался рентабельным. По результатам деятельности была написана творческая работа «Как разработать бизнес- план».
В — учебном году действовала компания «Точка». Деятельность этой фирмы протекала в двух направлениях: выращивали кактусы и выпускали печатную продукцию. Деятельность этой фирмы запомнилась первым в истории школы своим календарем. В следующем году появилось «Хрустящее время». Эта фирма создавалась как торговая, выпуском собственной продукции не занималась. Торговали очень активно шоколадом, сухариками, соком.
В -году появился «Импульс». Здесь решили задействовать свой интеллект – разрабатывали сборник тестов по экономике. Оказалось, что это очень сложно, надо дальше изучать экономику! Работа продолжается и сейчас.
Наверное, именно создание ШК вызывает у учащихся самый большой интерес.
Учащиеся познают радость творческой коллективной деятельности, которая способствует развитию их личности. И это главный результат. Вот что пишут выпускники:
«Самым незабываемым для меня было создание школьной компании. Мы на личном опыте убедились, каково быть менеджером, как это интересно и сложно…»(Анастасия Ш);
«Школьная компания – вот кульминация курса экономики в школе! Мне повезло, ведь я даже стала менеджером одного из направлений деятельности школьной компании. Но при этом я столкнулась и с множеством проблем, безразличием некоторых людей…»(Анастасия К.);
«Самым интересным моментом в изучении экономики было создание школьной компании «Хрустящее время», которая оказалась очень прибыльной. Плохо только одно: она работала очень мало…» (Евгений С.);
«…Я думала мы с треском провалимся, а мы…стали успешными предпринимателями!» (Ксения К.).
Таким образом, реализация проекта «Школьная компания» предоставляет возможность применять на практике законы бизнеса и экономической теории, ее деятельность воспитывает чувство ответственности и развивает управленческие навыки, что позволяет рассматривать этот проект как одно из средств социализации личности.
Известно, что наилучший образовательный результат достигается при сочетании урочной и разнообразных видов внеурочной деятельности: проектной, научно-исследовательской работы, факультативной, индивидуальной. Они развивают мышление и способствуют овладению учащимися навыков саморазвития и самообучения.
У нас в школе уже стала традиционной игра «Фондовая биржа». Мы моделируем работу фондовой биржи – покупаем и продаем ценные бумаги. Каждый класс, участвующий в игре, создает свою фирму, эмитирует акции и становится игроком на фондовой бирже. Одновременно идет денежная эмиссия со стороны банка, работает правоохранительная система, в общем, жизнь кипит!
Систематическая, индивидуальная работа с детьми во внеурочной деятельности позволяет достигать высоких результатов в олимпиадах разных уровней, конкурсах, научно-исследовательских конференциях. Постоянно готовлю победителей и призеров городских олимпиад по экономике: — уч. год – 1 и 2 место — 10 классы, 1 и2 место – 11 классы; — уч. год – 1 и 2 место — 10 классы, 1 место – 11 классы; — уч. год – 1 и 2 место — 10 классы, 1 и 3 место – 11 классы. В — учебном году на областной олимпиаде по экономике заняли 3 место среди 10-х классов и 3 место среди 11 классов; в — учебном году 3 место среди 11 классов. Были участниками Всероссийской олимпиады по экономике в , годах.
В течение уже 5 лет в нашей школе на ежегодной ученической конференции научно-исследовательских работ плодотворно работает экономическая секция. Ребята предлагают свои рефераты, исследования, проекты по микро- и макроэкономике. Некоторые старшеклассники приглашаются на городские и областные научно-исследовательские конференции.
Таким образом, в настоящее время в школе №20 создана модель экономического образования, которая является важным фактором и средством социализации личности выпускника. Правомерность и жизнеспособность созданной нами модели экономического образования отчасти подтверждается методическими рекомендациями и нормативными актами, которые публикуются в настоящее время в связи с модернизацией школьного образования.
Выбранная модель экономического образования, методические разработки, использование современных технологий позволило получить достаточно высокие результаты.
К концу 11 класса большинство учащихся уже сориентированы в отношении будущей профессии. Несомненно, это происходит и под влиянием родителей, но не последнее место здесь занимает и школа.
Успешность моей работы подтверждается результатами: до 40 % выпускников 11 классов поступают в высшие учебные заведения по экономическому профилю.
Система обучения, созданная в школе, позволила добиться и высокого качества обучения: количество школьников, обучающихся по экономическим предметам на «4» и «5», составляет за три последних года в среднем 81 %.
Таким образом, формируя экономический способ мышления отдельного ученика, его экономическую культуру, в конечном счёте, создается фундамент благосостояния общества в целом.
М. Булгаков писал: «Экономическое образование дает человеку не только знания, а дает знания, закрепленные в навыках, знания, дающие толчок к самообучению». Сегодня на первое место действительно выходят не знания, как таковые, а умение ориентироваться в информационном пространстве, гибкость, мобильность, умение работать в команде и заинтересованность в приумножении ценностей фирмы и всего общества в целом.
Таким образом, экономическое образование, экономическое мышление прививают школьнику интерес и вкус к экономике, той науке, которая будет помогать им на всех этапах дальнейшей жизни грамотно оценивать те или иные события, сталкивать с неизбежной необходимостью принимать решения, делать правильный выбор. Экономическое образование – это образование для современного, образованного, адаптированного к обществу человека.
Список использованных источников
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть 2. среднее (полное) общее образование. Экономика./Министерство образования Российской Федерации. – М., .
2. Ковынева Л. О воспитании экономического мышления школьников //Экономика в школе. . №4
3. Любимов Л. Концепция структуры, содержания и организации экономического образования в полной средней школе// Экономика в школе. – .-№3
4. Орлова Е.М. Экономическое образование: этапы, проблемы, перспективы/Сборник нормативно-методических материалов по проблемам экономики образования. – М.: АПУ и ПРО,
5. http://festival.1 september.ru
6. www. nestu.ru