«Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…»

В последнее время проблема уходов детей из дома становится всё актуальнее. Даже введение комендантского часа не способствует её разрешению. Также, если раньше чаще всего уходили дети подросткового возраста, то сейчас это можно наблюдать уже с младшего школьного. Так почему же дети уходят из дома, предпочитая спать на чердаках, чем дома?

Сначала нужно обозначить рамки, где уход из дома должен насторожить родителей, ведь с младшего школьного возраста дети приобретают определённую самостоятельность – посещение школы, выполнение домашних заданий, появление новых друзей. Контроль родителей не способен охватить полностью всю сферу жизни ребёнка, как это было в дошкольном возрасте. И чаще всего именно на этом этапе ребёнок начинает отпрашиваться на «прогулки» с друзьями, во двор,  «сам» ходить в магазин, покупая продукты и т.д. И на данном этапе наблюдаются несколько вариантов родительских реакций:

  1. Родитель, осознавая всё развивающуюся самостоятельность ребёнка, старается удержать контроль любой ценой, не предоставляя ребёнку возможности самостоятельных шагов. В этом случае чаще всего родитель жалуется психологу, что его ребёнок ничего не может сделать сам – ни собрать портфель, ни убрать в комнате. Хотя на самом деле у ребёнка никогда не было возможности этого сделать самостоятельно.
  2. Родитель, осознавая такую самостоятельность ребёнка, радостно поручает различные дела – самостоятельно сходить в больницу, записаться на какой-либо кружок, секцию. Перестают проверять или спрашивать про уроки, увеличивают время прогулок ребёнка. Отношение к ребёнку в данном случае очень схоже с отношением к взрослому человеку. И абсолютная ответственность за свои действия и поступки передаётся ребёнку, который только делает первые шаги на пути к формированию ответственности и он не готов к такому грузу. В этом случае ребёнок начинает проверять границы этой ответственности, приходит всё позже, часто опаздывает со школы, бывает вообще не приходит со школы и идёт сразу гулять. И в конце концов совсем не приходит домой ночевать. Даже в этом случае родитель не всегда осознаёт всю опасность такого положения, и не сразу обращается к специалисту.
  3. Родитель, осознавая формирование самостоятельности ребёнка, сразу определяет границы этой самостоятельности – допустим, ребёнок может ходить только за хлебом и молоком и только в самый ближайший магазин, если это прогулка, то ребёнок информирует родителя, где и с кем он будет гулять, и во сколько вернётся домой. Большое значение в процессе установления этих границ имеет специфика общения родителя и ребёнка – ребёнок всегда должен видеть в родителе поддержку и защиту, и требования родителя должны быть понятны ребёнку (почему ребёнок должен вернуться в это время, ходить только в этот магазин и т.д.). Также очень хорошо, если родитель не стесняется говорить о своих чувствах ребёнку («я буду переживать, если ты опоздаешь» и т.д.), во-первых, так ребёнок учится обозначать свои и понимать чувства другого человека и связывает их с поступками, во-вторых, ему становятся понятны ваши правила и границы.

Встречаются также смешанные формы: сначала родитель «отпускает» ребёнка в «свободное плавание» по дороге формирования самостоятельности, а затем, наблюдая негативные результаты, старается вновь удержать контроль. Воспитывая ребёнка с самого раннего возраста необходимо помнить, что общение ребёнок-родитель должно происходить в позитивном ключе, даже, наказывая ребёнка, необходимо объяснять ему, почему вы это делаете, что происходит с Вами, когда вы это делаете, и за какой его поступок вы его наказываете. Нельзя терять эмоциональной нити с ребёнком, поскольку «уход из дома», лишь следствие внутренней разорванности семейных эмоциональных связей.