Рисование для ребенка – это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должно быть красочным и счастливым.
Подавляющее большинство детей с ОНР любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что – нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для них рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует.
Рисование – самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний. А в рисовании, как в любой игре, появляется возможность понять черты характера, способности, творческие возможности.
Любая игра – это творчество.
Человек творческий – это тот, кто умеет думать, наблюдать, сравнивать, фантазировать, мечтать, кому открыта красота окружающего мира, гармония и совершенство природы.
Изодеятельность играет большую роль в нравственном, эстетическом и умственном развитии. Она находится в тесном взаимодействии с общим развитием дошкольника. Занятия развивают память, внимание, приучают ребенка анализировать, соизмерять, мечтать, проявлять настойчивость, трудолюбие, усердие, развивать мелкую мускулатуру.
Из опыта работы заметила, что иногда можно встретить детей, которые производят впечатление настоящих художников. Их рисунки представляют целые картины с оригинальным сюжетом. При этом достаточно высокой оказывается и техника исполнения – уверенные и четкие линии, разнообразная палитра цветов.
В результате детального изучения изобразительной деятельности этих детей обнаружила, что они в состоянии выполнить лишь одну-две картины, которые ими позаимствованы из книг или открыток и просто заучены. Механическое воспроизведение рисунков, несомненно, говорит об их хорошей зрительной памяти. Однако сознательное построение рисунка и, тем более, проявление творчества в их работе не наблюдается.
Изучая работы, статьи столкнулась с интересным материалом российских педагогов «креативная терапия», где указывается на то, что необходимо направлять свою работу на развитие творческих способностей детей и особенно детей с ОНР. В своей работе развиваю детскую фантазию посредством изобразительного искусства; умения видеть мир с помощью различных техник рисования, при этом важно само содержание работы и то, что хотел изобразить ребенок, как он сможет объяснить нарисованное.
Шесть лет занимаюсь с детьми с ОНР нетрадиционной технологией рисования. На занятиях пытаюсь научить ребят разным методам рисования, умению применять их самостоятельно, к работе относиться творчески. Вместе с детьми комбинируем разные техники исполнения. Нужно, чтобы у детей формировалась естественная потребность в совершенствовании техники, по мере того, как развивается творческая фантазия. Необходимо, чтобы ребенок не боялся приступать к рисованию, чтобы был уверен в своих творческих силах, в своих способностях к изодеятельности.
Нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются детьми и спада детской активности на занятиях не наблюдалось. За время пребывания в группе ребята успевают изучить различные технологии изображения: рисование по сырому, контурная живопись палочками, пером, восковая живопись, пластилиновое рисование, техника завитка, клубочка, спиральки, монотипии, рисова-ние по дереву, по крупе, «ладонь — помощница» – натуральный трафарет, кляксография, керосиновая техника – рисо-вание по точкам и т. д.
Коррекционно — развивающий эффект систематических занятий по рисованию может быть достигнут при учете особенностей детей с ОНР. Все дети разные. Если один ребенок может рисовать различными способами, то другому дается такое задание, которое он может выполнить, доступное и увидеть результат своего труда. Сначала обучаю детей самым простым приемам рисования, где используются карандаши, краски, восковые мелки, а далее выполняем более сложные работы пером, тушью, чернилами.
Любое занятие стараюсь проводить в игровой форме. Вот некоторые из них: «Приключение Белочки в огороде» по правилам дорожного движения комбинированное с аппликацией; «Воздух – это жизнь !», где дети средней группы спасали погибающую планету, очищали ее от мусора (занятие по экологии с рисованием на полу мелом, сангиной); «Морское путешествие» с приглашением капитана дальнего плавания – папы Руднева Антона, где дети знакомились с миром рыб и обитателями морского дна, пробовали морскую капусту и выполняли коллективную работу по обоям на стене с использованием угля, цветных мелков, мелких камушек, которыми выкладывали морское дно, а затем подарили работу в бассейн; «Путешествие на радужную планету» в стихотворной форме можно закончить различными видами изобразительной деятельности с детьми разного возраста; рисовали портреты сотрудников детского сада с натуры и т. д. На занятия по изодеятельности приходят Королева Кисточка, братья Карандаши, мастер Фантузя – большой фантазер, которые очень увлекают, удивляют и радуют ребят своими заданиями.
Опыт работы с детьми с ОНР позволил выявить характерные черты, которые отличают их от детей массовых групп – это более низкий уровень графической деятельности и замедленный темп ее развития, который сохраняется более длительное время и исправляется с большим трудом. Поэтому в массовых группах можно провести занятие, одновременно занимаясь разными видами изодеятельности и жанрами, нетрадиционной техникой, разделив ребят (27 человек) по 3 – 4 человека, а детей с ОНР свойственно в той или иной степени недоразвитие двигательно-моторной сферы и это проявляется в неумении производить точные, согласованные движения, регулировать их силу, скорость, ритм и в связи с этим обучение детей приемам творческой деятельности проводится индивидуально и с меньшим количеством детей.
Дети с ОНР располагают значительными потенциальными возможностями и в процессе занятий изодеятельности у них формируется интерес к итогам своей работы, внимание, ориентация на листе бумаги, воспитывается аккуратность, усидчивость, развивается мелкая моторика рук.
При применении креативной терапии в коррекционной работе с детьми с ОНР стараюсь получить положительные результаты: создать благоприятные условия на занятиях, воспитывать чувство прекрасного.
С каждым годом все больше и больше убеждаюсь в том, что детям интересно рисовать различными способами и техникой, занимательно, работают с увлечением и огромным желанием. Все дети любят рисовать и мы, педагоги, должны поддерживать в них эту любовь. Не нужно стремиться навязать ребенку процесс рисования, а попытаться увлечь его этим видом деятельности. Один мудрец сказал: «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».
Развитие дошкольника, http://vscolu.ru/