История свадебного платья

История свадебного платья описывается в разных источниках по-разному. Нередко считается, что ранее оно было именно венчальным платьем и прежде всего появилось только в Европе наполеоновских времен. Но такой подход вызывает сомнения – свадебный обряд во все времена имел сакральный (религиозный) оттенок и предполагал особое, праздничное одеяние для вступающих в брак.

Сотни лет назад молодые девушки с тщательностью, свойственной и современным невестам, шили свадебные платья из цветов или листьев, простой материи или дорогой парчи, расшивали их бисером, ракушками, жемчугом или золотом, в зависимости от происхождения, социального статуса невесты и обычаев ее предков.

Еще в Древней Греции девушки на свадьбу надевали длинное свадебное платье «пеплос» из легкой материи, скрепленное на плечах застежками. На голову невесты возлагали лавровый венок — символ целомудрия, или покрывало цвета солнца. Белые наряды жениха и невесты символизировали чистоту, радость и молодость. В одежде ценилась, прежде всего, простота и гармония.

И сейчас традиционным для невесты считается белое свадебное платье. Белый цвет в данном случае символизирует чистоту, невинность. Однако в Средние века в Европе, например, свадебное платье должно было быть красным. И на Руси тоже так было. «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан. ..» – пела девушка, которая не хотела выходить замуж, поскольку это означало уход из родного дома в чужую семью. Правда, слово «красный» означало и «нарядный», «праздничный», поэтому и в этой трактовке есть некоторые сомнения.

Считается, что в создание современного стиля свадебного платья большой вклад внесло бракосочетание королевы Великобритании Виктории, в феврале 1840 г. После свадьбы Виктории невесты последовали примеру молодой королевы. Они выбирали красивый белый наряд, которым пользуются и поныне. Викторианское свадебное платье, с его обтягивающим корсажем, широкой юбкой и шлейфом до сих пор остается классическим. В поздние 1860 годы кринолин был заменен турнюром, который оставался популярным в течение следующих 20 лет. К концу царствования Виктории, турнюр исчез, и акцент моды переместился на верх свадебного платья, который характеризовался пышными рукавами и искусно сделанным корсетом с высоким круглым воротником из твердого материала и кружев.

После первой мировой войны свадебный наряд невесты отразил перемены в роли женщины: корсеты были отброшены, волосы коротко подстрижены и воодушевленность более чем утонченность стала лозунгом моды.

Известный французский модельер Коко Шанель показала первое короткое свадебное платье. Хотя новые свадебные платья были чуть ниже колен, они были все еще белыми с оборками, гофрировкой и красивыми украшениями. Обаятельный вид голливудской невесты тридцатых годов в изящном платье из блестящей ткани положил конец викторианскому стилю с широкими юбками.

В 1940-е одежда невесты становится более строгой, преобладают четкие линии. В 1950-е романтичный стиль вновь вступает в свои права: длинные юбки, туфельки-тапочки и приспущенная талия создают образ нежной девушки с легкой походкой. Законодателем моды объявлен Диор, который одевает женщин в приталенные свадебные платья с пышной юбкой до колен. 1960-е можно справедливо назвать периодом минимализма в моде. Свадебное платье вновь укорачивается и приобретает более четкую и лаконичную форму, при этом количество деталей сводится к минимуму. В 1970-е годы усиливаются фольклорные мотивы, распространяется вышивка. В 1981 году, когда изысканное свадебное платье леди Дианы, сшитое из тафты, поразило воображение всего мира, официальный свадебный наряд снова стал вершиной моды, входившей в десяток экстравагантных стилей.

В наши дни невеста может выбрать платье такое, в каком она хочет появиться в свой свадебный день – красивое, романтичное, современное, традиционное, пышное, изящное или отважно-вульгарное и сексуальное. И, если она сделает правильный выбор, ее свадебный наряд отразит и романтику события и ее собственную индивидуальность.