Описание Бальзака от Любови Бесковой и Елены Удаловой
Бальзак
Евгений
— Чем вы любите заниматься?
— У меня пунктик, я люблю читать по истории. Люблю естественную историю, историю человеческую. Знаю всех поименно французских королей, царей, кто на ком женился, кто с кем спал и так далее… А занимаюсь я геологией и геофизикой, почвоведением.
— А строить генеалогические дерева вы любите?
— Да, обязательно. До поступления в институт это было мое любимое занятие — генеалогические древа — какие-нибудь мировые, свое генеалогическое древо куда-нибудь возводить и так далее.
(Интуиция времени — основа личности: распутывать истории семей — довольно сложное и кропотливое занятие, очевидно, оно заряжает его необходимой энергией.)
— А что вам больше нравится в истории? Ход событий или интриги?
— Конечно, интриги — это самое интересное дело. Кого отравили, за что отравили, каким образом. Все эти венецианские ужасы, яды и так далее… Это ужасно интересно, раз. А во-вторых, я придерживаюсь в жизни идеологии аристократизма. Я верю в идею евгеники. Это сильно влияет вообще на мое мировоззрение…
(Суггестивная волевая сенсорика: безумно интересно все страшное и ужасное.)
— А практический выход это какой-нибудь имеет?
— Как это практически осуществить? Как найти человека? А себя-то как оценить правильно?
— Сделать анализ хромосом.
— Нет, это бесспорно. Но есть вещи, которые не всегда ловятся современными методами. Я в это свято верю. Например, можно описать опыты Тимофеева-Ресовского, когда он пытался вывести песца, который вел бы себя как собака. Вышел, свистнул, и он прибежал. Вот так на свист, допустим, прибежали все песцы, он их порубил, шкуры продал, все хорошо. Он вывел в результате таких песцов. И все было хорошо, за исключением того, что у них была достаточно убогая шерсть. Проблема вот в этом состоит — чтобы и шкурка была, и на свист он бежал.
(Творческая логика действий: экспертный анализ методов и трудностей в производстве "идеального человека".)
— Ну и как же вы собираетесь решать эту проблему?
— Ну, вот я работаю с детьми. Иногда вот смотришь и думаешь: "Хотелось бы, чтобы у ребенка были вот такие качества…" А у другого есть такие качества, которых совсем не нужно…
— Вы работаете учителем?
— Да, учитель и в вузе преподаватель.
— А что вы преподаете?
— Я преподаю почвоведение и историческую геологию, палеонтологию, дрейфы материков, эволюцию органики и так далее.
— А в школе?
— Вообще географию. По образованию я географ и геолог, а в школе я преподаю, начиная от физики, химии, географии, биологии, москвоведенья и вообще… Самое ужасное, что я считаю себя глубоким гуманитарием, с трудом выбрал стезю вот эту естествоиспытательскую, чтобы быть географом… Между историей и географией. Меня в филологи прочили, а результате — пошел в географию. Ощущаю себя гуманитарием, а почему-то все время оказываюсь в естественных науках, в математических, технических областях. И сам себя спрашиваю: "Я вообще историей буду заниматься или нет?" Это ужас…
(Здесь бытовое ощущение интереса к гуманитарным вопросам обусловлено структурой детского блока. Но присущие типу интуиция и логика действий выводят Женю на настоящий исследовательский (логический) подход к жизни.)
— А вы легко преподаете, легко контактируете с людьми?
— У меня обычно с человеком устанавливается какая-то связь, и поэтому я периодически окидываю всю аудиторию взглядом, а рассказываю одному-двум-трем людям, но вообще я чувствую себя легко. Мне кажется, что когда я оказываюсь в незнакомой аудитории, например, у меня новые студенты, первый курс, вот, и вначале ставишь блоки какие-то и начинаешь с ними общаться, а с каждым занятием вносишь что-то такое новенькое. А вот сегодня я это скажу. А вот я это могу, а вот я это могу. Постепенно смотришь, ага, аудитория как-то положительно реагирует, не негативно воспринимает, ну, соответственно, уже корректируешь…
(Поэтапное снятие самоограничения по ограничительной функции интуиции возможностей по мере освоения обстановки.)
— А вы чувствуете, как к вам люди относятся?
— Да, наверное. У человека может быть плохое настроение, он на меня косо посмотрел — все, у меня будет драма личной жизни и так далее. А уж тем более если что-то сказать… Если человек обидит меня каким-то делом, например, он обещал мне принести какую-то книгу, но не принес, естественно, я буду ходить и всем вокруг рассказывать: "Ты представляешь, вот он мне не принес книгу! Я собирался статью по ней писать. Что у меня будет! У меня, там, тезисы летят!" Я это переживу потом. Но если человек это не действием, а словами скажет: "Ты знаешь, вот, ты не прав и так далее…" У меня может быть две реакции. Если я этому человеку доверяю, я тут же начну: "Я не прав?!" Я буду пытаться и эмоциями, если не получится эмоциями задавить, я буду пытаться чем-то логическим выстроить и так далее…
— А вы в самом деле в это верите, что вы правы?
— У меня такой жесткий принцип. Я в общении с людьми, не очень близкими… я никогда не опаздываю — я задерживаюсь. Я никогда не бываю не прав — я не могу быть не прав. Здесь что-то такое не в порядке. Это такая маска внешняя, которую я стараюсь как-то держать. (Смеется)
(Суггестивная волевая сенсорика: попытка жестко продемонстрировать свой "авторитет", как это делают симпатичные ему люди, с одновременным пониманием, что для него это как-то неестественно.)
— А если вы доказывали что-то одно, например, про какие-то материки, а вам говорят, все это было не так, они вот с неба свалились.
— С неба свалились? Хорошо. Давайте от этой печки плясать. С какого неба, откуда конкретно, что… Попытайтесь меня в этом убедить. Я буду самым благодарным человеком на свете. Вы меня убедите так, чтобы мои другие убеждения действительно не могли никак…
— Когда смыслы разрываются, это для вас понятно? Если что-то в концепции не сходится?
— Я считаю, что любое мнение, наверное, имеет право на существование, но если оно не связывается с общей картиной, значит, надо что-то в других частях картины менять. Это очень сложно, поэтому любая такая волюнтаристская идея обречена на гибель. Пожалуйста, развейте ее — пусть она сама погибнет естественным путем.
(Фоновая формальная логика: экспертная оценка наличия смысла, широкий обзор связи данной концепции с другими, но пассивный подход к опровержениям.)
— И тот, кто ее выдвинул, тоже отправится вслед за ней, да?
— А я буду стоять… А в конце концов я приду на могилу и скажу: "Ну, что сказать над гробовою урной? Вальсировала девушка недурно".
(Характерное для третьей квадры обращение к мотиву кладбища и смерти.)
— А как у вас в школе с подготовкой к занятиям, может, надо что-то писать?
— Как правило, если надо что-то писать, какие-то планы, я, конечно, сажусь и пишу. Как правило, такие вещи, которые я не люблю, я оставляю на последний момент, потом сажусь и пишу быстро. Мне не проблема. Вот коллеги иногда жалуются, что надо написать какую-то статью, структурировать материал, передо мной, например, голая колонка цифр, которую я получаю, и я уже тут же могу сесть и написать… Моя коллега, которая вместе со мной работает и тоже пишет диссертацию, для нее, например, проблема написать тезисы. Для меня не составляет труда, например, вывести какую-то закономерность, как-то объяснить…
(Творческая логика действий: смысловая организация материала, ясное представление о методах работы, быстрое изобретение подходящих к случаю приемов.)
— В компании людей вы сразу чувствуете все отношения, взаимосвязи?
— Ну, вообще да. Ну, я не знаю, насколько это правильно, но я для себя решаю, кто занимает какую нишу… Кто в каких отношениях с хозяином дома, кто где садится, кто задает вопросы, когда все люди молчат. У кого-то существует какая-то пара.
— А вам видно, кто с кем спит?
— Ну, что значит?. Ну, вот над этим я как-то и не задумываюсь…
(Логический подход к человеческим отношениям через внешние ритуальные проявления, отсутствие глубокого интереса к личной жизни окружающих.)
— Почему у него такой энтузиазм, не БАЛЬЗАЧИЙ?
— Может, потому что незнакомая аудитория… У меня всегда существует такая позиция… ослика Иа. Я всегда говорю, что во мне живет три существа из этой замечательной милновской сказки: это Пятачок, это Кролик, и это Ослик.
(Е. А.: Пятачок — это ЕСЕНИН, Кролик — РОБЕСПЬЕР, а Ослик — БАЛЬЗАК (смех в аудитории — действительно, у Жени с ними много общего).)
— А вы любите шумных, веселых людей, быть в большой компании?
— (Морщится выразительно) Нет. Нет. (Смеется)
(Болевая точка — этика эмоций: одно представление о шумных, веселых, энергичных людях вызывает автоматическую реакцию защиты.)
— Как вы реагируете, когда вам приходится несколько раз объяснять один и тот же материал человеку?
— Когда я готовился к поступлению в институт, родители меня отдали к репетитору. Я к ней приходил, и она начинала мне что-то объяснять, и в конце концов она говорила: "Ну почему ты не понимаешь?" То ли я не хотел понимать, то ли не мог, и тогда я говорил ей так: "Объясните мне как для идиота". И вот когда я кому-то начинаю что-то объяснять, меня за это очень ругают. Я спрашиваю, вам как объяснить, как нормальному человеку или как идиоту? То же самое я спрашиваю у своих студентов: "Как будем говорить, как крупные почвоведы-академики или как начинающие, мало понимающие и соображающие?"
Если человек не понимает, значит, буду упрощать, буду прибегать к образам, в конце концов, буду показывать на пальцах. У нас у одной девочки в школе с головой не в порядке, в 9 классе она не может представить, что 9, деленное на 3, — это будет 3, а не 2. Мы и так делили и этак делили. Мы переходим на ручки, на карандаши, снова делим, вроде все понимаем. Через неделю она приходит, снова 9 на 3 — это 2. Снова с ручками, это как молитва еженедельная.
(Творческая логика действий: в соответствии с задачей оперативно изобретаются методы ее решения, отношения переводятся в плоскость технологии.)
— И так можете до бесконечности?
— Ну, у нас школа-то специальная. Нет, ну я в глубине души надеюсь, что в конце концов произойдет… Что там существует вот эта вот какая-то щелочка маленькая, которая периодически приоткрывается, и я успею туда протолкнуть этот материал, и наконец-то 9, деленное на 3, будет 3.
Самый-то ужас в том, что она помнит, что это ее самое проблемное место. Если ей сказать: "Анечка, давай начнем с нашего проблемного места", она 9, деленное на 3, напишет правильно, у нее уже рефлекс. А однажды перед ней стояла задача написать число 147. Как она его написала? Просто это было мое самое первое занятие… Я прибежал с воплями, крича, что я уйду, уволюсь отсюда! Она написала 100, потом 40, а потом 7.
(Болевая точка — этика эмоций: неожиданное событие, вызвавшее сильное переживание (здесь потрясение глубиной непонимания) вызвало желание избежать подобного в будущем.)
Любопытные моменты из других интервью людей этого типа
Полина. В первых словах о своей преподавательской деятельности она сказала: "Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться". Этим она завоевала себе устойчивую репутацию логика.
Ее долго спрашивали о защите своей территории (в группе много волевых сенсориков). Никаких реакций, кроме переживаний по поводу факта нападения. Ребята долго не могли поверить, все спрашивали, неужели это — все?
(У БАЛЬЗАКА воля — суггестивная функция, он программируется на волевое давление, уступает ему. Но чаще, как интуит, предвидит и заранее обходит подобные ситуации.)
Юля. Интуитивность ребята увидели быстро, как только она рассказала про свои вышивки — две за три года по канве с рисунком (причем одна не закончена). Это называлось "люблю вышивать".
Иррациональность проявилась, несомненно, в легком презрении к составлению планов. Да, она может вечером оказаться совсем не там, где собиралась, ну и что? Нет, это ее никогда не смущает. Она хозяйка своим планам — и это хорошо видно.
(Выяснилось, что у нас уже третья девочка этого типа часто любит побродить по магазинам с тканями и помечтать о том, что бы из них пошить. Видимо, по ролевой функции, сенсорике ощущений, когда устает от социального давления, так решает проблему выживания.)
Марина. Обратная сторона интуитивности — неуверенность в своей способности разбираться в вещах, фактурах материалов, здоровье: "Какое купят лекарство — такое и буду принимать".
Алена. Она сказала, что не торопится взрослеть: это же все-таки страшно — жить самостоятельно.
(Так часто бывает при слабой волевой сенсорике, человек не спешит брать на себя ответственность за то, что можно свалить на окружающих.)
Саша. Интровертная логика проявилась сразу: он начал подробно объяснять разницу между компьютерами Николаю (ДЖЕК) и совершенно отключился от остальных, которые в это время дружно обсуждали его.
Аня. Ребята попросили ее подробнее рассказать, чем ей не нравится учительница. Фразы неуверенные, незаконченные, на предположения отвечает: "Ну да, и это она себе позволяет".
(Нет развернутой картины и экспертной оценки учительских безобразий, так как этика отношений — слабая, некритичная, плохо осознаваемая референтная функция. Но зато ее никто не убедит, что она (Аня) что-то неправильно сделала. Логика действий — экспертная.)
Интуиция как слабая сенсорика проявилась в нашем фирменном вопросе об искусственных цветах. На столе в кружке стояли подвядшие синие мускари. Полина (БАЛЬЗАК) спросила, не видит ли Аня, настоящие это цветы или искусственные. Далее одновременно происходит вот что:
Оля (ДЖЕК) быстро трогает листики, чтобы убедиться;
Полина (БАЛЬЗАК) шепчет ей, что уже их потрогала, как только вошла в комнату;
Оля (ШТИРЛИЦ) с полным недоумением, что можно задать столь очевидный вопрос, смотрит на Аню, ожидая примерно такого ответа: "Что, вы меня идиоткой считаете? Конечно, живые!";
Аня отвечает: "Ну, не знаю, надо приглядеться, может, потрогать…".
Оля (ШТИРЛИЦ) очередной раз совершенно растеряна, не может поверить своим ушам. Очень трудно по сильной функции (сенсорика ощущений у ШТИРЛИЦА — творческая) привыкнуть к тому, что не у всех так.
Катя. Интуиция проявилась в развернутом рассказе о том, как она воспринимает время: "оно течет у каждого в своем направлении, его можно ускорять и замедлять субъективно" и т. п.
Дима К. Логика типа проявилась в жестких и ироничных высказываниях о людях: "Дискотека? Знаете, когда в зоопарке гуляешь, это может быть интересно: посмотреть, но быть внутри, убирать все это…" "Машину она разбила так, что столб оказался в середине радиатора — наверное, не там дорогу переходил. В стекле вмятина, но крови нет. Значит, одно из двух. Либо человек заранее надел шлем. Либо кость была сплошная".
Интуиция, причем белая, проявилась в экспертных рассуждениях о четырехмерности текущего момента, в котором присутствуют и будущее, и прошлое, и что-то еще. И разрыв кривых социального развития, на его взгляд, происходит сейчас, а не как было предсказано, в 2025 г.
Интуиты (они у нас в этой группе белые) в это время смотрели на него с живым интересом. А сенсорики — в потолок, пытаясь прорубиться сквозь такие дебри.
Дима Ф. Он сначала много улыбался, на всех поглядывал. Но когда выяснилось, что он заканчивал МИФИ, потом получил социологическое образование, защитился и теперь доцент, сомнения в логике исчезли. К тому же он так ясно аргументировал свои решения.
Та скорость, с которой он отвечал на еще недоговоренный вопрос, вызывала оживление аудитории. Все поняли, что интуиция работает на полную катушку.
Классический вопрос о наличии мечты задал Кирилл (ЖУКОВ). Жаль, что некоторые смотрели на нас, а не на Диму. Он закатил глаза, несколько раз повторил: "мечта… мечта…", а потом стал рассуждать, что считать мечтой. Все как и было предсказано. Кажется, ребята не поверили, что мы не договаривались заранее — настолько текст совпал.
Эгоцентризм и свернутую позу тоже все увидели. Чистый тип хорошо тестировать.
Ира. Она справляется с жизнью, уверена в себе, поэтому все может. Но рассказ о том, что готовить себе каждый день как-то глупо, если не вносить в эту процедуру творчество, вызвал живой интерес Кати (ГЮГО). Однако "творчество" яичницы было в том, чтобы красиво ее оформить, украсить зеленью и соусом. Катя (ГЮГО) как-то опешила. Она имела в виду какой-то новый вкус, специи, наполнитель… Вот разница между ролевой и творческой белой сенсорикой. БАЛЬЗАКИ усвоили.
Зато отчет о деньгах в кошельке был абсолютно четким и уверенным.
Надежда. Она только что вернулась с книжной ярмарки во Франкфурте и путешествия на один из местных островов (конец октября, заметим). Очень довольна тихим отдыхом в уютном месте. Сразу стало ясно, что сенсорика слабая, этика еще слабее, интроверсия отчетливая, а предприимчивость выше всяческих похвал. БАЛЬЗАК, одним словом.
Тут Гриша (БАЛЬЗАК) сознался, что сразу нашел ее похожей на себя. Чем привел в недоумение нашу гостью, которая с соционикой не знакома. Она этого не нашла.
Лена. Интровертная логика и иррациональность сомнения не вызвали. Но роль матери семейства натренировала ролевую белую сенсорику. Она отвечала довольно уверенно на все кулинарные вопросы. В прогнозы свои не очень-то верила. Но в ситуациях ограничения естественные для ГАБЕНА реакции были несколько заторможены. К тому же рассказ о воспитании дочери был прошит словами "невозможно" и "как так можно?" — ограничительные речи БАЛЬЗАКА.
Таня. Скромная Таня сразу проявила интроверсию и умение пользоваться своими прогностическими способностями. И на наш вопрос о том, что она сделает, если увидит человека, пилящего сук, на котором сидит, задумчиво ответила: "Ну, постою, посмотрю…" Публика была в экстазе. Мы попросили их запомнить этот ответ на такой вопрос.
А Света (ГЮГО), хорошо знающая этот тип, уже шептала: "Это точно БАЛЬЗАК, точно". ДОНЫ удивлялись, неужели можно так к такому относиться. Да. И на это есть причины в модели А.
Зоя (ДЮМА) спросила, как Таня будет делить шоколадку. Таня: "Поломаю на кусочки и положу. Кто захочет, сам возьмет". "Это — логика", — констатировали наши этики единодушно.
Оля. Учится в МАДИ на экономическом отделении и танцует народные танцы. Пытается выбрать между этими занятиями то, что перспективнее. Но объяснять кому-то что-то она несколько раз не может: "Я начинаю беситься".
Мягкие игрушки собирает: "Мне кажется, что это неплохо, когда человек сохраняет в себе частичку детства".
Не успели мы констатировать интуитивную логику, как Зоя (ДЮМА) уже задала фирменный "БАЛЬЗАЧИЙ" вопрос про пиление сука. "Ну, конечно, мне интересно, я посмотрю…" — к восторгу публики скромно ответила Оля.
Характерные высказывания людей типа БАЛЬЗАК
Глаза боятся, а руки делают — это про нас.
* * *
Если в вагоне на мою полку сели другие люди? Я буду терпеть.
* * *
Мрачные прогнозы? Я называю это здравым смыслом.
* * *
Обязательно сходите в Исторический музей! Там такие кости!
* * *
Средневековье меня интересует довольно сильно, а настоящее — нет.
* * *
Люблю собирать негативную информацию, а потом начинаю всех пугать!
* * *
Раздражают тупые люди. Если я 5 раз объяснила, а они не понимают, я начинаю издеваться.
* * *
(О жене) Едешь отдыхать, а она звонит: "Ты меня любишь?" Ну, как люблю? Я здесь, а она — там!
* * *
Что можно сказать о кладбище? Нигде так не выражается дух времени, народа. Туда несут самое чистое — перед покойниками врать-то не будешь.
* * *
Мы не злопамятные. Просто злые. И память у нас хорошая.
(С) Любовь Бескова, Елена Удалова "Уроки соционики, или самое главное, чему нас не учили в школе"