Это связано со многими факторами внутренними и внешними: с глобальными экологическими и технологическими изменениями в мире, с изменением запросов общества к взрослеющей личности и с изменением самой личности ребенка.
В связи с этим, я хочу рассказать о так называемых детях Индиго, а также о взаимодействии современных детей, родителей и педагогов 21 века.
Дети индиго
Термин «Дети индиго» появился в конце 20 века. В 1982 году в свет вышла книга известного американского психолога, биоэнергетика Нэнси Энн Тэпп «Как цвет помогает лучше понять твою жизнь». Это было первое научное издание, в котором определялись модели поведения «новых» детей. Автор классифицировала определенные типы человеческого поведения по цветам спектра солнечного света и, руководствуясь интуицией, создала поразительно точную и наглядную систему.
Доктор Нэнси Энн Тэпп считала, что перемены в обществе во многом обусловлены тотальной сменой цветов энергетического тела человека – аур. В начале 80-х годов она поняла, что пришло время добавить к ее системе новый цвет — ярко-синий, индиго. Цвет индиго — только одно из многих качеств новых детей, которые ныне приходят на нашу планету, — но это неизменное качество, общее для них всех. Дети с аурой индигового цвета, совсем не такого, какой бывает у обычных ребятишек, стали открытием конца XX века. С того времени Нэнси пристально наблюдала за новым поколением. Она не сомневалась, что Индиго — это компьютеризированные дети, которые в своих поступках руководствуются больше головой, чем сердцем.
В возрасте трех-четырех лет малыши понимают компьютер так, как не могут взрослые в 40 — 50 – 65 лет. Это технологически ориентированные дети, и, значит, можно предположить, что развитие технологии в ближайшие десять лет дойдет до такого уровня, о котором мы не смели даже мечтать. Эти дети откроют людям дверь в иной мир, в котором человечество достигнет того состояния, когда не надо будет трудиться руками, а только головой.
Если, например, он оказывается единственным ребенком индиго в окружении людей со старым сознанием (таких, какими были мы), он будет выпадать из общей массы. Некоторые старые воспитательные приемы просто не действуют на детей индиго. Чувство вины не действует так, как действовало на прежнее поколение детей. И фраза: «Ну, погоди, вот придет папа, он тебе задаст», — тоже не оказывает такого воздействия, как в былые дни. Ребенок просто не реагирует на такие угрозы, — страх перед отцом не срабатывает. Внутреннее сознание ребенка просто нейтрализует старые дисциплинарные трюки.
Воспитатели дошкольников подтверждают, что современные дети не станут строиться в затылок друг за другом, просто потому, что им так велели. Вместо этого воспитателю следует объяснить им, для чего нужно построиться в ряд, и обозначить временные рамки, когда они должны это сделать. Поэтому там, где прежде воспитатель сказал бы: «Так, ребята, а теперь станьте в ряд, и мы пойдем в музыкальный зал», — теперь воспитатель должен говорит так: «Ребята, вы хотите идти на музыкальное занятие? У вас есть три минуты, чтобы собраться, а потом мы пойдем в музыкальный зал». При такой формулировке у детей появилась групповая задача: решить, где именно они будут строиться, и кто будет стоять первым.
Дети любят решать задачи самостоятельно и принимать на себя ответственность за действия, которые приводят к определенным результатам.
Дети требуют больше внимания и чувств к себе.
Дети очень жизнерадостны и пытаются найти свое место среди других детей, но и могут быть эмоционально неуравновешенными из-за того, что их не понимают. Они не могут представить себе, как это другие могут действовать с каких угодно позиций, но только не с позиции любви.
Детям Индиго часто ставится диагноз: синдром повышенной активности (гиперактивный ребенок) и синдром дефицита внимания, вследствие непонимания истинного состояния ребенка.
Дети сейчас мыслят по-новому, и от взрослых тоже требуется новое мышление.
— «И что же нам теперь делать?» — спрашивают родители.
Лучший способ узнать этих детей — общаться с ними!
Дайте детям возможность выбора, и вы добьетесь от них ответственных действий.
Этот новый метод, как и многие другие, основан на том, чтобы с раннего возраста давать детям информацию для самостоятельной обработки.
-Принять на себя ответственность за свои действия в пятилетнем возрасте? Решать социальные вопросы самостоятельно (определить, кто будет стоять в ряду первым)? Возможно ли это? Не похоже ли это на принципы для взрослых, а не для детей?
Да! Эти принципы и для взрослых, и для детей. Современные дети намного лучше, чем прежние, понимают, как обстоят дела, и взрослым не стоит бесконечно навязывать им свои желания, свое мышление, свои программы. Детей теперь не провести! Детей теперь нужно слышать!
– «Как же нам управлять ребенком и дисциплинировать его?» – говорят родители.
Ответ состоит в том, что нужно вначале полюбить ребенка, поверить в его внутреннюю гармоничность и возможность саморазвития.
Нужно объяснять ребенку (независимо от возраста, даже если он еще не умеет разговаривать), почему его просят вести себя именно так, а не иначе, а затем предоставить выбор (если ребенок понимает речь).
Разница при взаимодействии с ребенком состоит не в способах, посредством которых ребенка принуждают соблюдать дисциплину, а в том, как к нему относятся в процессе решения проблемы. Ему ясно дают понять: «Мы относимся к тебе уважительно, мы любим тебя, мы верим в твою внутреннюю гармонию, мы признаем твои возможности к саморегуляции и самореализации».
В настоящее время необходим метод доверительного, уважительного повседневного общения cребенком, отличный от того, который был принят в прошлом. Не нужно «ходить вокруг ребенка на цыпочках и потакать его капризам и уловкам» или постоянно пугать и запрещать. Нужно просто уважать его и давать возможность делать свой выбор, вместо того, чтобы требовать: «Делай, что тебе говорят, и не задавай вопросов!»
Необходимо родителям постараться с раннего возраста подружиться с ребенком и отказаться от старой модели поведения родитель-ребенок, в рамках которой воспитывали нас. И тогда открывается, что дети очень рано начинают реагировать на проявления уважения и строят отношения с отцом и матерью совсем не так, как мы в свое время строили отношения со своими родителями. Эти дети намного мудрее, и они удивляют старших способностью к самодисциплине (ответственности). Они быстрее начинают обращать внимание на социальные проблемы, гораздо раньше задаются «взрослыми» вопросами, — и достаточно рано становятся нашими друзьями, а не просто подопечными (воспитанниками, обучаемыми).
Подготовка к школе